Тема 7.1 Советский Союз в 1985 – 1991 г. Перестройка. Распад СССР. Российская Федерация на современном этапе развития

Лекция № 14 (2 часа)

Перестройка: сущность, этапы, направления. Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике. Учреждение Съезда народных депутатов СССР. Смена социально – экономической системы. Введение поста президента. Концепция нового политического мышления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Изменение внешней политики СССР. Усиление межнациональных конфликтов. Введение в августе 1991 г. Государственным комитетом чрезвычайного положения. Причины поражения ГКЧП. Беловежское Соглашение о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Добровольное сложение полномочий президента М. С. Горбачевым. Утверждение 25.12. 1991 г. нового государства – Российской Федерации. Углубление экономического кризиса: крах «шоковой терапии» и монетаризма, либерализация и рост цен на наиболее важные товары, ваучерная приватизация, перераспределение собственности, усиление социальной дифференциации. Политический кризис 1993 г.: противостояние законодательной (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) и исполнительной (Президент и правительство РФ) властей. Расстрел войсками здания Верховного Совета и арест лидеров оппозиции. Ликвидация системы Советов в России. Принятие Конституции РФ 12.12.1993 г., выборы нового органа власти: Федерального Собрания. Первая и вторая чеченские войны. Серия контртеррористических операций. Экономические и социально – демографические последствия реформ 90 – х годов. Назначение преемника и передача полномочий Б. Н. Ельциным В. В. Путину. Внешняя политика России в конце XX – начале XXI века: Концепция внешней политики РФ. Вступление России в ВТО.

Самостоятельная работа (2 часа)

1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Что такое «перестройка», в чем её сущность и значение? Когда в СССР был введен пост президента? Что такое ГКЧП и в чем причины его поражения? Как распался СССР и было создано СНГ? Когда была осуществлена ликвидация системы Советов в России? Когда была принята Конституция РФ? Какой новый орган власти появился в России после принятия Конституции? Когда в России президентом стал В. В. Путин?

Изучение темы направлено на приобретение:

знаний – основных этапов и закономерностей исторического развития общества; движущих сил и закономерностей исторического процесса, истории России, её места в системе мировой культуры и цивилизации; истории и современного состояния общественной мысли в сфере социальной теории; основных фактов и явлений, характеризующих целостность исторического процесса; основных исторических фактов, дат, терминов, событий и имен исторических деятелей, их роли в истории.

умений – анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества; уважительно и бережно относиться к историческому наследию; применять полученные знания при прогнозировании возможных исторических перспектив; анализировать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому, хранить и преумножать традиции предков; соотносить различные периоды и направления в развитии отечественной и всемирной истории, оценить их с учетом современного уровня исторического познания

навыков – формирования гражданской позиции; использования основных исторических понятий и терминов; использования и обновления знаний по различным периодам истории России в контексте всемирно-исторического процесса

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: