Вопрос о целях, задачах и функциях отдела (службы) по СО может рассматриваться и решаться в теоретической и практической (прикладной) плоскости.
Теоретически генеральной целью собственно PR-деятельности коммерческой организации является создание, сохранение и наращивание паблицитного капитала в том или ином его виде, а именно: широкая известность, позитивный имидж, хорошая деловая репутация, доверие на рынке и т.п. Отсюда вытекают и общие целевые задачи, и функции, и направления работы в области общественных связей. Что касается конкретныхзадач деятельностиPR-отдела коммерческой организации,то ониобусловленыее миссией, стратегической целью и принятой маркетинговой политикой (стратегией) организации. В конечном счете они ориентированы на увеличении прибыли, коммерческом успехе. На практике цель (цели) PR-деятельности конкретизируются в распоряжениях руководства, в документах организации, напр., в положении об отделепо связям с общественностью, где фиксируются задачи, вытекающие из стоящих целей, а также формулируются функции, обязанности, права этого отдела.
Вопрос о функцияхPR-отдела коммерческих организаций.
Можно говорить о функцияхPRкак особой коммуникативной управленческой деятельности и о функцияхPR-отдела как специализированного подразделения организации. Второе (функции отдела) вытекает из первого, но не тождественно ему и кроме прочего зависят от особенностей организации, где создано такое подразделение (отраслевая принадлежность, размер, задачи, управленческая структура и др.)
Теоретически функции PR-отдела предопределены функциямиPR как особой коммуникативной деятельности, базовыми из этих функцийявляются следующие:
ФункцияPR | Содержание |
1. исследовательско– аналитическая | изучение общественного мнения, проведение др. исследований, подготовка аналитических документов, прогнозов и т.д. |
2. информационно – коммуникативная | разработкаи реализация информационной политики организации, установление и поддержание конструктивных отношений с группами общественности. |
3. консультационно – методическая | консультирование руководства организации по вопросам, информационной политики и др., относящихся к компетенции PR-отдела. |
Что касается функций отдела по связям с общественностью, то они формулируются более конкретно и у многих авторов их набор и названия различны.
Так, в книге Ю.М. Демина («Бизнес-PR») названы следующие функции PR-службы: маркетинговая, организационная, коммуникационная, исследовательская, творческая, аналитическая, производственная, внутрикорпоративная.
Г.Л. Тульчинский (в кн. «PR фирмы: технологиии эффективность») называет следующие функцииPR-отдела:
· выработка общей PR-стратегии фирмы;
· участие в подготовке публичных мероприятий и заявлений;
· информационное продвижение фирмы и ее продукции;
· поддержка и развитие отношений с органами власти;
· связи с потребителями, клиентами и партнерами;
· формирование и продвижение привлекательного имиджа фирмы;
· участие фирмы в благотворительности, патронаже, спонсорстве социально значимых проектови т. д.;
· связи с местным населением, создание с ним добрых отношений;
· представительская деятельность(организация приема гостей, проведение экскурсий, проведение торжественных мероприятий и праздников);
· внутрифирменный PR;
· координация всех направлений PR-деятельности фирмы и ее подразделений.
Почти такой же набор функций дает в своем учебнике В.Г. Королько (). Сюда следует добавить еще и связи со СМИ (медиарилейшнз), и связи с инвесторами, а также исследования и консалтинг.
Иногда выделяют еще и направления работы, но, по сути, они вытекают из стоящих рабочих задач.
В зависимости от выбранного подхода, размера компании и сферы ее деятельности при организации отдела связей с общественностью решается вопрос о составе подразделения, его штате.
В небольших организациях один специалист может выполнять функции сразу двух или трех специалистов. Так, специалист по работе со СМИ может одновременно быть журналистом и специалистом по созданию и распространению оперативной информации.
В штатное расписание могут входить следующие должности:
· Начальник отдела
· Креатор, специализирующийся на разработке PR-концепции
· Менеджер, работающий со СМИ
· Имиджмейкер
· Специалист, занимающийся медиапланированием
· Журналист
· Специалист, ответственный за фандрайзинг
· Спичрайтер
· Продюсер PR
· Менеджер спецпроектов
· Специалист по маркетинговым исследованиям
· Интернет специалист
· Дизайнер
· Секретарь отдела.
Независимо от того, в какой сфере работает организация, отдел связей с общественностью направляет свою деятельность на целевые аудитории (внутренние и внешние). Внутренняя