При организации информационной политики, проводимой в государственных СМИ требуется изучение и удовлетворение информационных потребностей и интересов каждой из страт. В то же время необходимо выявлять общие для них ценности.
Средства массовой информации, представляющие интересы той защиты, выражать их интересы, но ориентируясь при этом на общегосударственный, национальный интерес.
Общенациональный интерес – это отражение памяти о прошлом народа, зафиксированное в его менталитете, глубинной психологии, национальном характере.
Память о прошлом (в виде архетипов, догматов, мифов, символов, традиций, обычаев, нравов и т. д.) воздействует на сознание народа, его психику на протяжении всей его истории. Это воздействие можно с помощью информационных технологий направлять как в конструктивное русло, так и в негативное.
Сегодня, большая часть информационного поля занята рекламой структур, принадлежащих олигархам или региональным властям на местах. Изданий, удовлетворяющие серьезные и массовые информационные потребности очень мало. При этом явно не хватает СМИ, прямо и непосредственно представляющих и защищающих интересы простого народа.
|
|
Особую роль в моделировании информационных технологий занимает менталитет народа.
Менталитет — это совокупность родовых, архетипических социально-генетических, мировоззренческих взглядов, догматов и доминирующих черт национального характера, памяти о прошлом, заложенных в “коллективном бессознательном” этносов России.
Принцип ментальной идентичности (схожести мышления различных страт общества, проживающих на территории одной страны) является ключевым в формировании государственной информационной политики и моделировании информационных процессов в стране.
Смысл массовых коммуникаций состоит в единении, согласии, “собирании” людей, преодолении их разобщенности, вражды, партийных пристрастий, что невозможно без опоры на принцип ментальной идентичности.
Пример народного менталитета: в 90-е годы в средствах массовой информации, часто ощущалась ирония над державностью России. Однако, в настоящее время в России вновь наличествуют патриотические настроения. Причина: жители России органически не согласны с судьбой средней, второстепенной державы. Постоянное участие страны в мировых процессах сформировало особый взгляд населения на ее роль.
Невозможно имплантировать в национальное сознание готовность согласиться с второстепенным характером международной роли России.
Выводы:
1. Информационные процессы должны моделироваться в соответствии с современными подходами в науке, учитывать ее достижения.
2. Открываются новые направления в исследовании информационной политики, в частности — социальный анализ информационных процессов.
3. При разработке государственной политики должны учитываться идентичности информационной политики национальному менталитету и самосознанию.