Предмет науки истории государства и права России

В.Е. Семенов, Р.Р. Габрилян, И.Ш. Галстян

Конспект лекций

По дисциплине

История отечественного государства и права»

»

Направление подготовки 40.03.01 «юриспруденция»
Профиль Государственно-правовой, Гражданско-правовой, Уголовно-правовой, Правозащитная деятельность, Финансово-правовой, Международно-правовой
Квалификация выпускника «бакалавр»
Форма обучения очная
Учебный план 2015 г.
  Изучается в 1, 2 семестре

 

Объем занятий: итого 7 з.е. 252 ч.
В т. ч. аудиторных 3,3 з.е. 120 ч.
Из них:
В т. ч. аудиторных 3,3 з.е. 120 ч.
Лекций 1,6 з.е. 52 ч.
Лабораторных работ - -
Практических занятий 1,9 з.е. 68 ч.
Самостоятельная работа 1,3 з.е. 48 ч.
  Экзамен 1,2 семестр (84 часа- 2,3 з.е.)

 

 

Дата разработки: 25.08.2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………..………………..………………………………………………………

Предмет и метод истории государства и права России. …………..………………..……..

Общественный строй древних древних славян, первые формы общественной власти. Возникновение Древнерусского государства. …………..………………..…………………

Государственный строй и право Древнерусского государства (Киевской Руси). …………………………………………………………………………………………………..

Общественный, государственный строй и право Новгородской и Псковской земель. ………………………………………………………………………………………………….

Общественно-политический строй и право Русского государства в период превращения его в централизованное. …………..………………..………………………………………..

Отечественное государство и право в период сословно-представительной монархии. …………………………………………………………………………………………………..

Общественно-политический строй и право в период утверждения абсолютной монархии в России (1-я половина 18 в.). …………..………………..……………………….

Общественно-политический строй и право Российской империи во второй половине XVIII в. …………..………………..……………………………………………………………

Общественно-политический строй и право Российской империи в 1-й половине 19 в…

Государство и право России в период буржуазных реформ 2-й половины 19 в. …………

Государство и право в начале ХХ в. …………..………………..……………………………

Государство и право в период февральской революции 1917 г. …………..………………

Создание советского государства и права. …………..………………..…………………….

Советское государство и права в 20 годы ХХ в. …………..………………..………………

Советское государство и права в 30-е годы ХХ в. …………..………………..……………

Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны. …………..……

Советское государство и право в послевоенные годы. …………..………………..………

Советское государство и право в 60-70 годы ХХ в. …………..………………..…………

Развитие государства и права в 80-е годы ХХ в…………..………………..………………

Развитие современной Российской государственности и права. …………..………………

 


Введение

Дисциплина «История отечественного государства и права» является важным составным компонентом профессиональной подготовки будущих юристов, т.к. способствует расширению кругозора, помогает усвоению других предметов как гуманитарного, так и специального циклов, формирует определенные умения и навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности молодых специалистов.

Изучаются исторические формы государства в сочетании с соответствующими системами и институтами права. Именно исторический подход позволяет студентам понять и выявить влияние целого ряда факторов, имеющих устойчивое значение для объяснения причин авторитаризма в жизни России.

Развитие государства и права происходит под влиянием множества факторов, каждый из которых в свою очередь изменчив, подвижен. Сильно нередко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим. Менее заметно, но более устойчиво влияние экономики и культурных традиций.

Представленный курс лекций подготовлен на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований; носит теоретический характер и, вместе с тем, содержит прикладной анализ проблем становления и развития отечественного государства и права; базируется на проблемно-хронологическом принципе изучения материала; охватывает период с IX века по настоящее время.

Целью курса «История отечественного государства и права» является обеспечение подготовки бакалавров в соответствии с ОП и учебным планом СКФУ. Данный курс имеет своей целью формирование у студентов исторического способа восприятия таких институтов как право и государство, ознакомление их с основными системами, способами и методами регулирования публично-правовой и частноправовой сфер жизнедеятельности.

Задачи курса состоят в:

· углублении историко-правовых и политических знаний студентов;

· воспитании у них патриотизма и гражданской ответственности;; политической, религиозной и этнической толерантности; коммуникабельности;

· организации самостоятельной работы с историко-правовыми источниками и литературой;

Изучение дисциплины «История отечественного государства и права» предполагает:

- познание студентами закономерностей общественного развития;

- выработки у них юридического взгляда на исторические явления, научного суждения о процессах, происходящих в нашей стране и во всем мире;

- развитие умения здраво и гуманно судить о людях, ставших по собственной воле или воле случая объектом или субъектом государственно-правовой деятельности.

Изучение курса «История отечественного государства и права» рассчитано на два семестра, на 1 курсе очной и заочной форм обучения. В первом семестре студенты познакомятся с государством и правом Отечества с периода образования Древнерусского государства до периода либерально-буржуазных реформ (вторая половина ХIХ века).

Во втором семестре предполагается изучить государство и право с периода либерально-буржуазных реформ до современного периода.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать основные этапы развития Отечественного государства, основные источники права на различных исторических этапах развития государства;

- уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

- обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.

Освоение «Истории отечественного государства и права» необходимо как предшествующая ступень для изучения дисциплин магистерской программы 40.04.01 «Государственно-правовая политика, правотворчество и правореализация».

 

В результате освоения дисциплины «История отечественного государства и права» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

 

Индекс Формулировка
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-6 способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности
ПК-2 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ПК-15 способностью толковать различные правовые акты

 

 

Студент также должен:

знать нормы права структуру общества и систему органов государственной власти в России в различные периоды ее развития.
уметь самостоятельно анализировать различные социальные, политические, правовые явления прошлого, выявлять закономерности в развитии государства и права России.
владеть знаниями о нормах права, структуре общества и системе органов государственной власти в России в различные периоды ее развития,

Основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия. Текущая аттестация проводится в форме экзамена в 1 и 2 семестрах, осуществляемого по рейтинговой системе (накопительно). Преподавание курса предполагает активную работу студентов по изучению основной и дополнительной литературы, написание рефератов, выступления с сообщениями и докладами на заседаниях СНО и конференциях.

 


ПРЕДМЕТ НАУКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

История государства и права России – есть история смены типов и форм государства на территории нашей Родины.

При изучении данного предмета мы выделяем два аспекта:

а) Исторический.

б) Правовой.

Как историческая наука, история государства и права есть часть истории развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной деятельности, культуры, как материальной, так и духовной. Данный предмет сохраняет свою относительную самостоятельность развития и имеет четко выраженный объект исследования. В то же время история государства и права наука юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин. Она анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развития государственного механизма, форм государственной власти.

История человечества насчитывает миллионы лет. Возраст изучения вопросов государства и права сравнительно молодой, он насчитывает несколько тысячелетий.

История государства и права России изучает политические и правовые институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета органически стыкуется с правом действующим. История государства и права изучает конкретные политические и правовые явления, исследует фактический материал для показа тенденций развития государства.

История государства и права России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет теории государства и права изучает общие закономерности развития государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства и права изучает конкретные черты развития истории государственности на территории нашей Родины в изучении истории государства и права лежат принципы объективности.

Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые сведения, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих без конца перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса истории государства и права. В сегодняшней историко-правовой литературе идет ожесточенный спор между формационным и цивилизационным подходами. Не становясь на точку зрения ни одной из противоборствующих сторон, авторам кажется необходимым подчеркнуть мысль о том, что мы должны, не абсолютизируя классовый подход, классовую борьбу, идеологические догматы марксизма, монополию одной идеологии, исходить из реального изучения конкретных исторических событий, включая революции, крестьянские войны и другие движения классов и социальных групп общества. Научный анализ и обобщение требует деления исторического материала на хронологические периоды. Как учебная дисциплина, история государства и права имеет две части. Первая из них посвящена дооктябрьскому, другая – послеоктябрьскому.

 


ДРЕВНЕРУССКОЕ ПРАВО

План лекции:

1. Древнерусская государственность и ее институты.

2. Правовое положение населения. Русская правда. Преступление и наказание.

 

Возникновение древнерусского государства.

Время возникновения древнерусского государства нельзя назвать с достаточной точностью и определенностью. Большинство специалистов-историков и правоведов по-разному датируют это событие. Однако многие исследователи считают, что возникновение древнерусского государства необходимо отнести к IX веку. Оно сложилось в результате объединения ряда славянских государств-княжеств. К 862 году их насчитывалось более десяти: Киевское. Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское, Тмутараканское, Переяславское и другие. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев и объединил два княжества-государства. Впоследствии он присоединил к объединенному Новгород-Киевскому государству ряд других княжеств, некоторые из которых вошли в его состав добровольно. Так было создано Древнерусское государство – Киевская Русь.

В этническом отношении Древнерусская земля не была однородной; В нее вошли не только славянские племена, но и соседские финские и балтийские племена. Древнерусское государство представляло своеобразную федерацию племен, по форме раннефеодальную монархию, где черты феодального и родоплеменного строя тесно переплетались. По вопросу о происхождении Древнерусского государства существует несколько теорий, в том числе и так называемая норманская теория. По летописному своду «Повесть временных лет», можно понять, что в IX веке наши предки жили в условиях отсутствия государственности, хотя в ней об этом не говорится. В летописи идет речь о том, что южные славянские племена платили дань хазарам, а северные варягам. В «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева приводятся слова, что «племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешили так, пошли они за море к варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами»». По мнению С.М. Соловьева, призвание первых князей имеет великое значение в нашей истории, и с него справедливо начинают русскую историю. С.М. Соловьев подчеркивает, что главное начальное явление в основании государства – это соединение племен через появление среди них сосредотачивающего начала власти. Три варяжеских князя пришли на Русь в 862 году и сели на престолы: Рюрик в Новгороде, Трувор в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – Белоозере. По мнению многих исследователей, такая трактовка вызывает два возражения. Первое, фактический материал, изложенный в «Повести временных лет» не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Русские историки XI в. не упоминают о Рюрике; а родословную князей вили от Игоря Старого. Влиятельный противник норманнской теории М.В. Ломоносов доказывал, что варяги за исключением Олега, не были хозяевами русских городов и княжеств. Другие источники говорят о существовании государства на Руси еще до призвания варягов. Современная наука считает подобное объяснение процесса образования государства слишком примитивным. В настоящее время есть и сторонники и противники этой теории.

Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение. Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности. Обычай, в отличии от закона, не имеет санкции, т.е. утверждение его какой-либо определенной законодательной властью.

«Русская правда» - основной источник, древнерусского права. Сборник норм обычного права, законов и судебных решений периода Киевского государства дошел до нас. В науке этим сборникам присвоено одно название «Русская правда». «Русская правда» один из крупнейших юридических документов средневековья. В ней содержатся весьма ценные сведения о развитии феодальных отношений, о политическом строе Древней Руси, о категория феодально-зависимого населения. Кроме этого анализ статей «Русской правды» дает нам возможность получить сведения о быте, о нравах человека Древней Руси. Древнейший редакцией является краткая редакция, которая в свою очередь состоит из 2-х частей: так называемой «Правды Ярослава» и «Правда Ярославичей» (наиболее древние списки этой редакции называются «Академическими» и «Археографическими»). По разным спискам «Русская правда» является в двух основных редакциях, в краткой и пространной. В письменности раньше становится известна последяя: пространную Правду мы встречаем уже в новгородской Кормчей XIII столетия, тогда как список древнейшей краткой редакцией находим в списке новгородской летописи конца XV века.

Основными источниками «Правды Ярослава» надо признать обычное право, приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самого Ярослава.

В «Правде Ярославичей» уже ясно выражены принципы феодального права как права-привилегии. Правовой комплекс, известный под именем «Правды Ярославовичей» является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.

В краткой редакции «Русской правды» наряду с «Правдой Ярослава» содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князя Ярослава. Этот пласт, которому давно уже присвоено имя «Правды Ярославичей» в некоторой части содержит нормы обычного права, специального закрепленные и зафиксированные Ярославовичами. Место возникновения «Правды Ярославовичей» - город Киев.

В краткой редакции мы находим 4 блока. Списки «Русской правды» относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками. Большинство этих списков делилось переписчиками на две части: первая часть обычно озаглавливалась «А се суды Ярослава Владимировича» или «Устав великого князя Ярослава о судах», другая часть озаглавливалась «Устав Владимира Всеволодовича» или «А се уставил великий князь Владимир Всеволодович Мономах». «Русская правда» является основным памятником права в Киевском государстве.

«Русская правда», являясь первым сборником русского права, имеет исключительное значение. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот. Большое место в развитии права имеют церковные уставы. Среди них необходимо выделить: церковные уставы новгородского князя Святослава и Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 года, принадлежащие к числу подлинных документов.

Эти документы имеют важное значение среди источников права. Они знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства. Особый интерес вызывает анализ влияния Византийского права.

Иноземные источники права. Первоначально на Руси распространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборников обычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В них содержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Их переводы получили на Руси особое название, они стали называться кормчими книгами. Постепенно к их тексту, снабженному толкованиями византийских канонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболее обширными были византийские кодексы:

1. Эклога-законадательный свод, один из важнейших источников славянского права.

2. Прохирон (практическое руководство для судей, нормы гражданского, уголовного и церковного права, один из источников православного права) императора Василия Македонянина изданный в 879 году в отмену Эклоги.

3. Книги законные» состоящие из 4 частей:

а. Законов земледельческих;

б. Законов «о казнях», т.е. уголовных законах;

в. Законов о разделении браком, содержащие постановления о поводах к разводу и о незаконных брках.

г. Главы из послусех, т.е. постановления о свидетелях.

Большое значение имел на Руси «Закон судный людем» или судебник царя Константина.

Отношения вассалитета. Судя по документам той эпохи, мы можем делать выводы об общественном устройстве. По мнению С.В. Юшкова, древнерусское государство некоторое время существует как государство дофеодальное. В настоящее время большинство последователей считают, что оно с самого начала было раннефеодальным.

Это государство было относительно единым. Форма государственного единства Древней Руси была своеобразной. Ее суть составляли отношения сюзеренитета-вассалитета. Обратите внимание на значение слова сюзерен –верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являющийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. По этой лестнице вассал зависел от своего сеньора, а тот от более крупного сеньора или верховного сюзерена. По существующей практике вассалы должны были помогать своему сюзерену, как войсками, так и платить дань. А сеньор в свою очередь, должен был защищать вассала от посягательств соседей и наделять его землей. Вассалами великих князей были удельные князья. Древнерусское государство было монархией. Великому князю принадлежала верховная законодательная власть. Кроме этого, система взаимоотношений оформлялась феодальным двором.

В этот период времени происходит оформление класса феодалов. Общий ход этого процесса можно охарактеризовать следующим образом:

1) Консолидацией крупных землевладельцев в один класс;

2) Постепенным втягиванием их в отношения вассалитета;

3) Постепенным оформлением этого класса в правовом отношении.

По мере оформления класса, крупным земледельцам присваивается особое название – бояре. Складывание класса феодалов шло по нескольким направлениям: из старой родоплеменной знати, оседание дружинников на земле, выделение из общины наиболее богатых общинников, из купцов и разбогатевших ремесленников.

Обратимся к понятию «боярский вассалитет». С разложением дружины, дружинные отношения перерастали в вассальные. Основные черты, отличавшие дружинные отношения от вассальных – это отрыв дружины от княжеского двора и уточнение его обязанностей по несению воинской службы и участию в княжеском совете. Вассал – прежде военный слуга князя. Наряду с военной службой вассал должен принимать участие в совете князя. Он служит по особому соглашению, по договору. Отказ от службы и, следовательно, переход на новую службу не считался изменой своему князю-сюзерену. Соглашение сопровождалось целым рядом юридических и бытовых обязанностей. Бояре, занимавшие административные должности, получали различного рода жалованье и кормы. По предположению бояре, не занимавшие должностей, за свою вассальную службу получали иммунитет – освобождение от платежа дани и подсудности княжеским судом (освобождались как боярин, так и зависимое от него население), боярин, выходя из дружины, получал от князя землю за свою службу.

Вассалы были как княжеские, так и боярские. У бояр была своя дружина. Процесс отрыва боярских дружинников от боярского двора, конечно, должен был иметь место. Боярский дружинник оседал на земле и из дружинника превращался в подвассала, обязанного нести у боярина военную службу и входить в его ополчение. Интересно, что у наиболее видных бояр были свои бояре.

В феодальных договорах устанавливаются общие для всех младших князей нормы:

- единение (единство)

- подчинение сюзерену – «быть в воле», «быть в послушании», «слушати».

Быть в воле и единении – это значит сообразовать свою политику с князем. В это согласование входили оказание военной и экономической помощи.

Упадок киевского политического центра, рост центробежных тенденций русских земель повлек за собой возникновение новых феодальных центров. И отношения князей к князю, сидевшему в главном городе этого центра, тоже складывались по линии сюзерена и определялись в договоре. Так, постепенно возникла иерархия отношений, феодальная лестница, во главе которой стоял князь.

Князь, будучи первым феодалом в своем княжестве, являлся представителем и защитником интересов боярства. Летописи высоко ценят князей, которые согласовали свою деятельность с дружиной, т.е. с боярством. В частности, летопись специально отмечает, что идеал князя того времени – князь Владимир Мономах – думу с боярством считал княжеской обязанностью. Князь, не согласовавший свою деятельность с руководящей феодальной верхушкой, не только рисковал быть очерненным в общественном мнении, но и своим столом. Бояре могли просто отказаться от службы князю. Дружина оседала на земле. Место дружины постепенно заняли феодальные ополчения. Князья назначали многочисленную местную администрацию: посадников, волостелей, тиунов, различных финансовых агентов.

С ростом внутренней торговли князю приходилось организовать сложную сеть финансово-административных и судебных органов, установились принципы издания новых правовых норм, отменявших старые обычаи путем законодательства. Князья не только устанавливали «уставы и урок», но и изменяли путем издания законов караульную систему, размер судебных пошлин, размер вознаграждения должностным лицам. После установления христианства, они всячески способствовали росту мощи церкви, создавая экономическую базу духовенству. Княжеские столы первоначально передавались по старшинству в роде. Соответственно этому наследовали не старшие сыновья, а старшие братья умершего князя часто боролись со своими племянниками за великокняжеский стол. Только в XIII веке определилась окончательно победа принципа отчины.

Государственное устройство и управление. Хотя великие князья были монархами, они не могли обойтись без того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился Совет при князе. Советниками князя в IX-X вв. были дружинники и так называемые старцы градские. По мере превращения Киевского государства в феодальную монархию, состав княжеских советников изменился. В IX-X вв. советники князя не составляли какого-либо постоянного учреждения с установленными правилами и обязанностями и с особой, отдельной от князя компетенцией.

Основными советниками князя были бояре – верхушка феодалов, осевших на земле. Села бояр находились недалеко от Киева, и в самом Киеве они строили свои дворы.

Термин «дружина» долго применялся при определении отношений между князем и его окружением. Наряду с боярами, княжескими советниками являлись представители высшего духовенства:

митрополит – один из высших органов архиреев, глава крупной епархии подчинен патриарху;

епископ – от греческого слова епископс – глава административно-территориальной единицы;

архимандрит – старший монашествующий сан 2-й степени священства;

игумен – настоятель православного монастыря, обычно в сане архимандрита.

В Древнерусском государстве существовало и вече. Великие князья, а затем и удельные, при решении наиболее важных вопросов обычно совещались не только со своими боярами, но и с широким собранием городских жителей – вечем.

Вече стало направляться верхушкой. Созыв собраний и их ведение более или менее упорядочено. На вече могли присутствовать и не горожане, но их участие было обязательным. Участниками верховных собраний были полноправные граждане – домохозяева. Как правило, вече созывалось князем или близкими людьми князя по его предложению. Но когда оно созывалось, вопреки воли князя, созывала его инициативная группа. Созывалось оно особыми глашатаями, а в некоторых городах – колоколом. В крупных городах Киеве, Новгороде, стали устанавливаться специальные места для вечевых собраний. Когда созывалось вече, направленное против правящей верхушки, то место собраний назначалось обычно и в других частях города. Порядок обсуждения вопросов на вече из-за недостатка сведений в источниках установить трудно. Можно полагать, что вопросы ставились на вече самим князем и для того или иного решения вечевого собрания требовалось единогласное решение.

Вечевые собрания созывались для решения наиболее важных вопросов: о войне и мире, об избрании или смещении высших должностных лиц (посадников, тиунов).

Вече творило суд по наиболее важным делам. Вечевые собрания созывались сравнительно редко. Не подтверждается источниками мнение, будто вече играло одинаковую роль во всех княжествах, на которые стало распадаться Киевское государство. Были княжества, у которых политическая роль вече была весьма значительной (например, в Новгороде). Но в ряде других вече не имело почти никакого значения (например, в Галицко-Волынской земле).

Значение вече изменялось в зависимости от политической обстановки. В истории отдельных земель были периоды, когда вече созывалось часто и имело крупное значение, но затем не созывалось. Оценивая значение вече, необходимо сделать вывод, что по мере углубления и расширения процесса феодализации вече, как правило, утрачивало свою роль.

Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды. Феодальные съезды имели часто общеземский характер, в их работе принимали участие все русские князья, или основная масса русских князей. Примеры – съезды в Любече и Уветичах. С прекращением связей между отдельными русскими землями общие всерусские съезды перестали созываться. Феодальные съезды отдельных групп (нескольких княжеств) или одной земли княжества (съезды в Ростово-Суздальской земле) созывались для решения наиболее важных вопросов. Среди них необходимо выделить следующие: избрание и изгнание князей, о заключении договоров, союзов, об объявлении войны и мира, об издании новых законов.

Значение решений, вынесенных съездами, определялось фактической поддержкой этих решений его участниками.

Первоначально в древнерусском государстве существовала десятичная система управления. Численная, десятичная система – она отражена в памятниках XI – XII вв. В тоже время она утратила свое реальное математическое содержание, которое имела раньше. Тысяча стала уже территориальным понятием: тысяча – округ, подчиненный тысяцкому.

Тысяцкие являлись руководителями военных сил княжества или округа, сосредотачивали в своих руках административную власть: финансовую, судебную, полицейскую. Тысяцкие были ближайшими помощниками князя по осуществлению управления.

Сотские первоначально были прямыми помощниками тысяцких и командовали сотнями как военной частью. С превращением тысяч в определенные территориальные округа сотники также превращались в особые финансово-административные и судебные органы.

Процесс дальнейшей феодализации и обусловил вытеснение органов десятичной системы в волостях.

Киевской Руси было чуждо принципиальное различие между органами государственного управления и органами управления частными делами князя. Центром управления был княжеский двор. Первоначально основные вопросы управления решались князем вместе с боярами.

В XI в. княжеские тиуны стали играть огромную роль не только в управлении княжеским хозяйством, но и в общей административно-финансовой и судейской организации. В летописи рассказывается, что во время княжения Всеволода всеми делами ведали тиуны. Растет число княжеских слуг. Происходит выделение верхушки тиунов. Они обзаводились своим хозяйством, домом, садами. Постепенно начинает выявляться деление административных органов на центральные и местные, которые при численной системе не существовали. Система местного управления была проста. Кроме местных князей на места посылались представители центральной власти. За свою службу они получали от населения корм. Таким образом, складывалась система кормления.

С развитием феодальных отношений феодалы получили право управлять населением своих владений, судить его и получать дань. Великие местные князья обеспечивали феодалам осуществление своих прав, запрещали агентам въезд в их владения. Это запрещение формулировалось в письменной форме, в виде так называемых иммунитетных грамот. Вопрос о происхождении иммунитета является трудным. Это особые грамоты, в которых указывалась территория, устанавливались права нового владельца, определялось, какие права ему передаются.

Обязательственные отношения. В период возникновения права под обязательством понималось право на обязанное лицо. Так, последствием договора займа обыкновенно являлся личный заклад должника. Договор личного найма часто вел к установлению холопства. Вместе с тем обязательства из причинения вреда часто сливались с понятием преступления и несли за собой наказание.

Договоры были в этот период времени, как правило, словесные, но с употреблением символических форм. Только в Великом Новгороде наиболее важные договоры, в первую очередь договоры купли-продажи земли, заключались в письменной форме. Примером может служить купчая на землю Антония Римлянина, жителя Великого Новгорода.

Обязательства иногда сопровождались дополнительными условиями, обеспечивающими исполнение обязательств (соглашение о неустойке).

В некоторых случаях законодательство устанавливало рассрочку для исполнения договоров. Эта система договоров была еще не сложной, существовали договоры: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного займа.

Договор купли-продажи осуществлялся словесным соглашением и передачей вещи. При купле-продаже раба договор заключался перед послухами и непременно в присутствии раба. Если покупщик был введен в заблуждение насчет качества купленной вещи, то этот договор мог быть расторгнут. Если продавец не имел права собственности на проданную им вещь, договор считался не состоявшимся.

Предметом займа могли быть деньги (купы), мед, жито и др.

Договор займа влек за собой право заимодавца на личность должника. Заимодавец имел право продать неисправного должника в рабство. Анализируя статьи «Русской правды», можно установить несколько видов займа.

Простой заем совершался кредитоспособными, когда они брали ссуду (занимали) продукты питания, мед, жито. Он совершался при свидетелях. Должники обязаны были платить проценты, которые были достаточно высокие. Проценты делились на годовые, третные, месячные. Их размер колебался в зависимости от срочности договора. Годовой – 20%, месячные и третные были выше.

После восстания 1113 года Владимир Мономах издает постановления, ограничивающие высоту процентов. В частности, после получения третного процента в третий раз заимодавец не имел права требовать возврата долга, а размер годовых не мог превышать 20%. При взыскании долга с несостоятельного должника те кредиторы, которые брали много процентов, ничего не получали при окончательном удовлетворении претензий. Заем влек за собой право на лицо должника. Это в особенности проявлялось в отношении должников-крестьян, которые брали ссуду от феодалов или от зажиточных общинников. Устав Владимира Мономаха отметил, что неоплатный должник не является холопом. Однако задолженность продолжала быть основанием для закабаления крестьянства.

В Киевской Руси был еще один вид займа. К нему прибегали некредитоспособные люди. Этот заем характеризовался самозакладом должника и назывался закупничеством, а должники – закупами. Закуп жил у заимодавца и должен был работать на него, пока не возвратит свой долг. Заимодавец имел власть над его личностью: с целью побудить его к исправной работе, он не мог бить его.

Третий вид займа совершался купцами без послухов, «Русская правда» говорит и о поклаже (хранении чужих вещей), которая рассматривалась как личная услуга.

Практиковался договор личного найма. Этот договор влек за собой право нанимателя на лицо наймита. Это право, в конце концов, стало выражаться в стремлении превратить наймитов в полных или неполных холопов. Поэтому наем в услужение по «Русской правде» вел к холопству нанимавшегося, если противное не было оговорено. В одном из древних правовых памятников «Правосудии митрополичьем» имеется статья, по которой наймиты не превращались в холопов, если они уходили до срока от своих хозяев. В этом случае они обязывались уплатить в двойном размере полученный от нанимателя задаток. По практике личный найм вел к установлению феодальной зависимости и к запрещению наймитов.

Семейное право и брак. Большое место в статьях «Русской правды» отводилось проблемам семейного права. Принятие христианства привело к установлению христианских форм брака и рецепции византийского брачного права. Браку предшествовало так называемое обручение, которое получило религиозное освещение в особом обряде. Венчание (на брачующихся во время обряда налагались венцы). Оговаривались условия брака. По одним кодексам возраст вступления в брак 15 лет для жениха, 13 лет для невесты, по другим 14 и 12. Допускались и более ранние браки. Условиями брака были:

а) свободная воля вступающих в брак;

б) согласие родителей;

в) отсутствие родства;.

Церковь не допускала вступления в третий брак. Устанавливались довольно серьезные наказания за самовольные разводы, т.е. роспусты.

Жена находилась под властью мужа. Молодая жена должна была разувать мужа.

Муж имел право наказывать свою жену. Отец пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право проводить своих детей в холопы (это право исчезло в XVI веке).

По «Русской правде» можно проследить вопросы организации опеки. По ней, если после смерти отца оставалась мать, то опека над оставшимися малолетними детьми не учреждалась. Мать управляла домом и хозяйством. Если мать выходила замуж, для детей назначался опекун, а мать должна вернуть своим детям наличное имущество, причем утраченное ею при управлении имущество, она обязывалась восстановить. Опекуном назначался ближайший родственник. «Русская правда» предусматривала случаи, когда опекуном делался отчим. На него возлагалась ответственность вернуть все убытки, которые могли понести пасынки во время его опеки. Ближайший родственник сделавшись опекуном, принимал имущество опекаемых при свидетелях. С прекращением опеки, опекун должен был возвратить принятое имущество в целостности, со всем приплодом от рабов и скота. Опека прекращалась с достижением опекаемыми такой зрелости, когда «будут сами собой печеловати».

Наследственное право. Большое место уделялось вопросам наследственного права. Первоначальное право наследования принадлежало только членам семьи. Отец, глава семейства, не мог завещать имущество лицам, не принадлежащим семье. Затем стала развиваться определенная свобода завещательных распоряжений. Отец семьи получал право завещать свое имущество одним членам семьи, лишая права наследования других. Так возникло наследование по завещанию. По мере развития права изменились нормы наследования без завещания. Некоторые члены семьи начинают претендовать на большую долю наследства (сыновья), другие же совершенно устраняются от наследования (дочери и жены). Законодательство устанавливало ряд норм регулирующих наследование без завещания.

Устанавливается два различных порядка наследования: один для бояр, другой для смердов.

«Русская правда», допуская свободу завещательных распоряжений, посвящает много статей наследованию по закону. Согласно этим статьям, имущество отца – главы дома, в случае, если он умрет без завещания, передается детям, за исключением части передаваемой церкви. Под детьми следует понимать сыновей. Дочери, при наличии сыновей, не наследуют имущество. Эта норма, которая очень долго сохранялась в русском праве, выразилась в поговорке «сестра при братьях не наследница».

По «Русской правде» младший сын наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство. По "Русской правде" могли наследовать только законные дети.

"Русская правда" устанавливала два порядка наследования имущества: для бояр и для смердов. Имущество смерда не оставившего после себя сыновей, шло князю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая потом составляла ее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, не имевших сыновей, могло наследоваться дочерью.

Бояре и их дружинники могли передавать наследство споим дочерям при отсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себя сыновей считалось выморочным и шло князю. Летописные данные свидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учреждения имели право владеть селами.

Правовое положение населения. В древнерусском феодальном государстве существовало несколько групп населения, которые различались по своему правовому статусу. Рассмотрим каждую из них конкретно.

Тиун - княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством.

Огнищанин - хозяин подсеки (огнища), средний и мелкий землевладелец, "княжеский муж".

В "Русской правде" содержится ряд норм, в которых отражается положение боярства.

Другим классом раннефеодального общества были смерды, занятые сельскохозяйственным трудом. Одну группу смердов составляли свободные общинники, которые жили на не захваченных феодалами землях и платили дань князю. Другую группу составляли различные категории зависимых смердов, среди которых различались закупы, рядовичи, изгои, холопы. Зависимые смерды, кроме уплаты дани великому князю, должны были так же работать на феодала, отдавая часть урожая в виде натурального оброка.

Холопы - категория феодального зависимого населения по правовому положению близкая к рабам, не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. В первой четверти XVIII века холопы превратились в крепостных крестьян.

Таким образом, феодально зависимое население образовывалось из разнообразных источников:

Холопов, посаженных на землю;

Закабаленных людей — закупов и рядовичей;

Наймитов;

Из людей, находившихся под патронатом: закладчиков,
прикладников, изгоев, прощенников;

5) Из общинников, сидевших вначале на княжеской земле.

За убийство смерда штраф, равный, как и за убийство холопа - 5 гривен (в тоже время за убийство огнищанина - 80 гривен); за "муку"' смерда (без княжа слова) штраф - 3 гривны, огнищанина соответственно 12 гривен; смердам по некоторым данным запрещалось вести торг с иноземными купцами.

Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу. Он берет у господина купу -денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Примечательным является то обстоятельство, что труд не идет в уплату долга, а только на оплату процентов по долгу. И поэтому закуп остается пожизненно у господина. В случае бегства он автоматически превращается в холопа. Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Некоторые исследователи считают, что смердами именовались все сельские жители (Б.Д. Грехов). Другие (С.В. Юшков) считают, что смерды часть крестьянства уже закабаленная феодалами. Точка зрения С.В. Юшкова представляется более правильной.

Холопы - (рабы), иногда их называли "обель", т.е. полный холоп. "Русская правда" говорит о следующих источниках холопства: бегство закупа от господина или уличение его в краже, несостоятельность, рождение от рабыни.

Можно полагать, что высшая мера наказания по "Русской правде" вела к превращению виновного и его семейства в рабов. Но основным источником холопства, об этом в "Русской правде" не говорится, был плен. В летописи рассказывается, что после каждой войны, после каждой удачной битвы, князья "ополняются челядью". Не выкупленные родственниками пленники продавались князьями и их боярами на рынках.

Холопы в XI веке считались вещью своих господ, которые могли их безнаказанно убивать, продавать, распоряжаться их бренной судьбой. За убийство холопа взыскивалась не вира, а особое вознаграждение (5 гривен за убийство холопа и 6 гривен за рабу). Убийство раба, по его вине, не подлежало наказанию. По мере того, как значительная часть холопов стала оседать на землю и превращаться в крепостных, законодательство стало несколько расширять их правоспособность и дееспособность. За ними стали признавать право иметь имущество, заниматься торговлей. Очевидно, в это время появляется неполное холопство. Начали появляться постановления, которые отходили от взгляда на рабов, как на вещи.

Преступление. Большое место в законах "Русской правды" уделено проблемам преступления и наказания. На языке "Русской правды" преступление носит название "обиды". Всякое нанесение обиды, т.е. причинение кому-либо материального, физического или морального вреда считалось преступлением. В Уставе Владимира упоминаются такие преступления, как моление у воды, ввод в церковь животных.

Субъекты преступления. Субъектами преступления в феодальном обществе являлись феодалы, городские люди и феодально зависимые крестьяне. Рабы за свои преступления или проступки подлежали иной ответственности. По "Русской правде" раба, ударившего свободного мужа, можно убить. После смерти Ярослава, убийство холопа было запрещено. Его можно было связать и бить, либо взять выкуп за оскорбление. В то время как "Русская правда" назначала за кражу свободным человеком продажу (штраф) в пользу князя и урок (вознаграждение) в пользу пострадавшего, то холопов, совершавших кражу, "князь продаже не казнит". Уплачивается только урок пострадавшему, но не холопом, а его господином. Обычно субъектом преступления являлось одно лицо. Если же преступление совершалось несколькими лицами, то отвечали все одинаково, независимо от степени участия каждого из них в совершении преступления.

Устанавливаются различные наказания, в зависимости от положения потерпевшего. Холоп не признавался субъектом права. Феодально зависимый крестьянин обладал определенными правами, но меньшими, чем свободный человек и тем более феодал.

В "Русской правде" проводятся различия деяний по степени проявления злой воли. Она дает различия по видам убийства: на пиру, в ссоре, в разбое. Она освобождает от наказания в случае убийства вора на дворе. Интересно рассмотрение в "Русской правде" преступления в состоянии опьянения. Она характеризует его как более легкое. "Русская правда" различает покушение от оконченного преступления.

Виды наказания, основные наказания сложились в IX - X веке. Уже русско-византийские договоры знают наказания, (денежные взыскания) по "закону русскому".

По мере распространения княжеской юрисдикции на массу населения сельского, нормы обычного права стали распространяться на все население. Князья вынуждены были считаться с существованием кровной мести за убийство и некоторые другие обиды. Это привело к установлению альтернативной системы наказания. Признавалась возможность мести. При отсутствии мстителей или нежелании ближайших родственников или самого обиженного мстить за обиду, устанавливалось денежное взыскание. Месть могла применяться только при убийстве и нанесении ран или сильных побоев. За другие обиды устанавливалось денежное взыскание. Кровная месть приходила в противоречие с интересами развития феодализма. Ярославичи во второй половине XI века вводят систему наказаний, по которой устанавливалось двойное денежное взыскание за убийство огнищан, т.е. наиболее близких к князю дворцовых слуг, увеличивалось наказание за убийство некоторых групп княжеских холопов, снижается денежное взыскание за убийство смердов (столько же, сколько взималось за убийство холопов). Вскоре Ярославичи совсем отменили кровную месть.

К концу XI века устанавливаются следующие виды наказаний:

Смертная казнь. "Русская правда" не говорит о смертной казни, о летописи сообщают о ее применении. Она применялась к восставшим против князя, к изменникам. Князь за измену великому князю отвечал своим уделом, а боярин головой.

Поток и разграбление. Очевидно, преступник и члены его семьи обращались в рабство, и их имущество конфисковывалось. Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели, конокрады.

Вира - денежное взыскание за убийство в размере 40 гривен. За убийство княжеских людей взималась двойная вира. Кроме этого родственники убитого получали "головничество" ("Русская правда" его размер не устанавливает). "Русская правда" называет дикую виру, взыскиваемую не только с преступника, но и с верви (общины), которой он подлежал. Вира взималась при следующих условиях:

а) если совершено простое убийство и преступник состоит с членами верви в круговой поруке;

б) если совершено убийство в разбое, но вервь не разыскивает убийцы.

В первой ситуации в уплате принимает участие преступник, во второй - уплата виры рассредоточивается на несколько лет.

Вознаграждение за убийство княжеских холопов и смердов, взимается в полном размере (от 12 до 15 гривен).

Продажа (штраф), взимавшаяся в размере от 3 до 12 гривен.

Церковь применяла в некоторых случаях византийскую систему наказания с членовредительством, т.е. ослепление, урезание носа, ушей.

В этот период знают несколько видов преступлений:

а) преступление против княжеской власти (восстание). Наказание - смертная казнь;

б) измена - нарушение вассальной верности;

в) убийство; убийство в ссоре и убийство в разбое. "Русская правда" знает несколько преступлений против телесной неприкосновенности. Наиболее тяжким видом телесных повреждений считалось членовредительство. За лишение ноги – 10 гривен пострадавшему. За повреждение пальцев – 3 гривны продажи 1-му пострадавшему. За выбитый зуб – 12 гривен продажи 1-му пострадавшему. За удар мечом взыскание продажи 3 гривны, а за удар палкой – 12 гривен.

г) "Русская правда" отмечает – оскорбление против чести действием их числу относится вырывание волос из бороды и усов, толкание кого-нибудь к себе или от себя. В Уставе князя Владимира говорится об оскорблении словом замужних женщин.

д) Из имущественных преступлений "Русская правда" уделяет особое внимание татьбе - краже. Особо указываются наиболее тяжкие виды кражи: кража из закрытых помещений; конокрадство - поток и разграбление; недозволенное пользование чужим имуществом, например, чужой лошадью, 3 гривны продажи; порча межевых знаков -12 гривен продажи; поджег – поток и разграбление.

О преступлениях против семейных отношений и нравственности в «Русской правде» не содержится никаких постановлений. О них подробно говориться в Уставе князя Ярослава.

Нет ничего о церковных преступлениях. Преступления против церкви рассматривались по византийским законам,

Суд и процесс. Судебных органов как таковых не существовало. Судебные функции выполняли органы власти, как в центре, так и на местах. В Киевском государстве суд не был отделен от администрации. Судьями были только князья, посадники волостели. В одной из статей "Правды Ярослава" говорится о суде 12 человек, но ни в "Правде Ярославичей'", ни в Пространной редакции "Правды росской" о суде 12 человек ничего не говорится.

Бояре стали присваивать себе судебные функции над зависимым населением. Принятие христианства привело к установлению церковной юрисдикции. Устав князя Владимира уже перечисляет дела, находящиеся в ведении церковной юрисдикции: роспуст (самовольное расторжение брака), пошибанье (изнасилование), умыкание (похищение женщин), церковная татьба.

Церковь расширяла свои землевладения. Возникли целые церковные сеньории. Церковные феодалы стали обладать иммунитетными правами. Они получили право судить зависимое население. Церковный суд функционировал как суд по церковным делам и вместе с тем как суд феодальный по всем делам подвластных церковной власти лиц.

По "Русской правде" главным судебным органом является князь. Он осуществлял судебные функции в стольном городе. Наиболее серьезные дела князь судил совместно с вечем. Летопись сообщает, что вече принимало участие в судебном разбирательстве в случае обвинения княжеских агентов в должностных преступлениях.

Местными судьями, судьями в городе были посадники, а в сельских местностях волостели. Местные судьи отправляли суд со своими тиунами.

В качестве вспомогательных судебных органов "Русская правда" упоминает о мечнике, о детском судебном (исполнителе), о вирниках, которые собирали с населения виры и продажи, об их помощниках (отроках, метельниках), взыскивающих судебные пошлины, о ябедниках (вероятно, так назывались люди поддерживающие обвинения).

Процесс по "Русской правде" носил состязательный характер. Обе стороны назывались истцами. Они пользовались почти одинаковыми судебными правами и на суде, как правило, окружались толпой родственников или соседей, которые являлись, таким образом, пособниками. По мнению большинства, ученых судебного представительства в этот период не было. Требовалось личное присутствие сторон, ответчик вызывался в суд. Применялись такие формы как свод и гонение следа. Свод состоял в обыскании истцом надлежащего ответчика посредством заклича и присяги. К нему прибегали при похищении вещи или раба. Пострадавший объявлял на торгу о пропаже. Это объявление называлось закличем. Если по истечении трех дней после заклича вещь находилась, то лицо, у которого она находилась, признавался закличем, оно должно было не только возвратить вещь, но и уплатить пострадавшему штраф в размере 3 гривен.

Гонение следа заключалось в розыске преступника по его следам. Судебными доказательствами были: собственное признание, послухи и видоки, ордалии, присяга. Послухи по одной версии, по другой свидетели по слуху, а видоки - очевидцы. По "Русской правде" можно предположить, что послухи приближаются к обычным свидетелям.

О судебном поединке ничего не говорилось в "Русской правде", но о нем много пишут позднейшие кодексы. В судебной практике применялись следующие испытания:

испытание железом заключалось в схватывании руками раскаленного куска железа. Правым был тот, кто не обжигался;

испытание водой заключалось в том, что обвиняемого, связанного веревкой, бросали в воду. Если он шел ко дну, то считался невиновным и вытаскивался;

жребий, к нему прибегали для того, чтобы установить, кому надо, приносить присягу.

Присяга называлась ротой – словесная клятва с целованием креста,

Древнерусское государство являлось важнейшей вехой в истории народов нашей страны. Оно было крупнейшим для своего времени европейским государством. Его площадь составляла 1 млн. км/кв., а население - 4,5 млн. человек.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: