| Голова или заменяющие ее элементы | |
| Как признак | Центральная смысловая часть фигуры. Актуализация интеллектуального контроля. |
| Положение анфас, т.е. голова направлена на рисующего | Трактуется как эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности. Обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению). Обычно такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, лидерству отрицательной направленности. |
| Направлена вправо | Свидетельствует о высокой целеустремленности и активности. Замыслы и планы отличаются реалистичностью и почти всегда осуществляются, по крайней мере, к тому предпринимаются активные шаги. Устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется осуществляется, или начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Личность настроена на реализацию своих установок, намерений. |
| Направлена влево | Тенденция к рефлексии, к размышлениям. Лишь малая часть замыслов реализуется. Нередко – нерешительность, страх, боязнь активного действия. Отсутствие доминантных черт характера. Отсутствие притязаний на самоутверждение в сфере внешнепреобразовательной деятельности, с фиксацией на какой-либо ситуации в прошлом. |
| Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы или увеличенный лоб | Испытуемый ценит рациональное начало; возможно эрудицию в себе и окружающих. |
| Две или более головы | Иногда внутренний конфликт, противоречивые желания. |
| Форма грубо искажена | Органические поражения мозга, иногда психические заболевания. |
| Длинная шея | Показатель хорошего контроля (в том числе интеллектуального), однако неизвестно, насколько успешен этот контроль. |
| Грива, шерсть, подобие прически | Чувственность, подчеркивание своего пола, сексуальной роли. Иногда – ориентация на свою социальную роль. |
| Органы чувств | |
| Их избыток | Тревожность. |
| Полное отсутствие органов чувств и общения | Признак возможной аутизации. |
| Уши | |
| Как признак | Заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Человек эмоционально реагирует на оценки себя окружающими, хотя порой и не изменяет своего поведения. |
| Подчеркнутые нажимом или особо большие | Тревожность, иногда подозрительность, настороженность. |
| Рот | |
| Приоткрытый в сочетании с языком | Признак большой речевой активности (болтливости). Эгоизм, полное довольство собой. |
| Приоткрытый в сочетании с прорисовкой губ | Чувственность |
| Открытый без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный | Признак опасения, страхов, недоверия. Возможно наличие сексуальных проблем. |
| С зубами | Признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается). |
| С зачерненными зубами | Тема агрессии вызывает высокую эмоциональную напряженность. |
| Зачерненный округлой формы | Боязливость и тревога. |
| Открытый клюв | Умеренная агрессивность. |
| Глаза | |
| Как признак (возможна прорисовка радужки) | Символ присущего человеку страха. |
| Наличие ресниц | Проявление истероидно-демонстративных черт в поведении, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. |
| Наличие ресниц в рисунках мужчин | Женственные черты характера. Чрезмерная болтливость. Коммуникабельность и высокий уровень интеллекта создают немало трудностей для при адаптации в социуме. Часто присуща игровая форма поведения (клоунская, шутливая). |
| Пустые, без радужки и зрачков | Астения, аутизация, иногда асоциальные страхи |
| Большие, зачерненные или с зачерненной радужкой | Страхи (в том числе боязнь агрессии). |
| Форма грубо искажена при сохранении общей схемы животного | Невротическое состояние, асоциальность, иногда психическое заболевание. |
| Расположенные вне лица | Неблагоприятный признак. Возможно психическое заболевание. |
| Опорная часть (ноги, лапы, постаменты) | |
| Как признак | Ощущении стабильности или нестабильности. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и форме. |
| Ее основательность | Обдуманность, рациональность в принятии решений, основательность в суждениях, опора на существенные положения. |
| Ее неосновательность (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног) | Поверхность суждений, иногда – импульсивность в принятии решений. |
| Подпорки, подножки | Неустойчивость. |
| Особо большие (толстые) ноги, или их избыточное количество | Потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях. |
| Лапы «основательны» по отношению к размеру всей фигуры | Основательность, обдуманность, рациональность принятия решений. |
| Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») | Конформность суждений, их стандартность, банальность. |
| Разнообразие в форме и положении деталей ног, лап | Проявление самостоятельности, небанальности, оригинальности, инакомыслия, порой даже творческого начала. Своеобразие установок, суждений, самостоятельность. |
| Характер соединения ног под корпусом: соединены тщательно или небрежно, слабо или не соединены совсем. | Характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. |
| Различного рода аксессуары и украшения | |
| Перья | Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Преобладание женских черт, склонность к гомосексуальному поведению. |
| Густые волосы, покрывающие тело | Значимость сексуальной сферы. |
| Аксессуары: бантики, бижутерия, колокольчики | Демонстративность, женственность, желание нравиться, манерность. |
| Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы | Демонстративность. |
| Руки, части их заменяющие | |
| Конечности (возможно многочисленные), направленные вовне | Экстравертированность. |
| Конечности отсутствуют или направлены к телу | Интровертированность. |
| Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: если они функциональны (крылья, щупальца и т.д.) | Проявления человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе. Самомнение, неделикатные, неразборчивые отношения с окружающими, либо любознательность, «соучастии» как можно в большем числе мероприятий |
| Руки | Коммуникативная сфера личности. |
| Руки прорисованы | Человек характеризуется как экстраверт. |
| Руки не прорисованы | Существуют проблемы в сфере общения. |
| Кисти рук очень велики и зачерчены | Признак эмоциональной нагрузки. |
| Крылья | Самораспространенность человека с возможным ущемлением других людей. Высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий. Мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному (защитному0 фантазированию – уход в мир воображения от проблем, с которыми человек сталкивается. В реальности такие люди обычно пассивны, несколько инфантильны. |
| Щупальца | Смелость предприятий. Могут иметь функциональное значение символа ног и рук (выясняется в беседе). |
| Хвост | |
| Как признак | Выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. |
| Направлен вверх | Человек положительно оценивает свои действия, решения. |
| Направлен вниз | Недовольство собой, сожаление о сделанном, раскаяние. |
| Направлен вправо | Выражает отношение человека к своим действиям и поведению. |
| Направлен влево | Выражает отношение человека к своим мыслям, решениям. Отношение человека к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. |
| Состоящий из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышный, длинный, разветвленный (возможно несколько) | Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Возможно человек часто взрывается гневом, его агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи. |
| Толстый | Высокая значимость сексуальной сферы. |
| Контур фигуры | |
| Как признак (наличие или отсутствие выступов типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнений линий контура) | Моет рассматриваться как «оболочка», символ контроля со стороны «Я» за собственной эффективностью, ее проявлением во вне. Защита от окружающих. |
| Упругая пластичность, уверенные, хорошо стыкующиеся линии | Являются показателем хорошего контроля аффективности. |
| Прерывистые, плохо пристыкованные, но энергичные линии, создающие впечатление «разрывания» оболочки изнутри наружу | Повышенная возбудимость, плохой контроль аффективных проявлений. |
| Угловатость и прямоугольность форм | Типично для рисунков людей с низким уровнем социализации и с трудностями общения. |
| Строго прямоугольное(почти квадратное) туловище животного | Типично для рисунков людей с низкой конформностью, с шизоидным складом личности. |
| Особо четкий в сочетании со строгой симметрией | Высокий самоконтроль. |
| Щиты, «заслоны», двойные линии | Опасение и подозрительность, недоверчивость. |
| Наличие оружия, рогов, шипов, клыков, когтей | Агрессивность (иногда защитная). |
| Чешуя, панцирь | Потребность в защите, боязнь агрессии. |
| Выраженность острых выступов | Отражает степень агрессивной защиты. |
| Направленность острых выступов | Направление опасений и тревоги. |
| Направленность выступов вверх | Источником напряжения выступают люди, наделенные властью и способные подавить, запретить, ограничить, - старшие по возрасту, в том числе родители, и по социальному положению – руководители, учителя. |
| Направленность защитных элементов вниз | Боязнь непризнания, насмешек, осуждения, потери авторитета у подчиненных, детей и т.п. |
| Боковые выступы | Недифференцированная самозащита, готовность встретить опасность с любой стороны, в любой ситуации. |
| Элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного, направленные вправо | Защита в процессе реальной деятельности. |
| Элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного, направленные влево | Защита своих мнений, убеждений, вкусов. |
| Количество элементов и характер их сочетания | |
| Количество изображенных деталей | Показатель общей энергии. Отмечается, нарисованы ли только необходимые элементы (тело, голова, конечности и пр.), заполнены ли контуры, имеются ли штриховка и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и усложняющие конструкции, дополнительные детали. |
| Оригинальность элементов фигуры и их сочетание | Дает возможность судить о творческих способностях. |
| Тип животного | |
| Реально существующее | Интеллектуальное или эмоциональное нарушение, острая тревога, иногда психические заболевания. Свидетельство низкого уровня развития воображения. |
| Реально существующее животное, которому лишь «приделывается» «готовая», существующая у других животных деталь | Банальность мышления, отсутствие творческого начала. |
| Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (дракон, пегас, русалка, кентавр) | Бедность воображения, низкий общекультурный уровень. |
| Сконструированное их частей разных животных; соответствующее стандартной схеме животное | Рационалистический, исполнительский, а не творческий подход к задаче. |
| Построение фуры из элементов, а не из целых заготовок | Оригинальность. |
| Целостное построение по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями, но без привлечения частей тела конкретных животных, хотя результат может напоминать дракона, собаку и пр. | Художественный, но в целом стандартный подход к задач. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или культуре), тем выше оценивается уровень воображения. |
| Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных, человека или технические конструкции. | Низкая конформность, обычно сочетающаяся с недостаточной социализованностью и трудностями в общении. Творческий склад личности. |
| Сверхоригинальное, вычурное | Демонстративность, шизоидность. |
| Человекообразное, построенное по модели чловека с вертикальным туловищем, внизу – ноги, сверху – голова. | Высокая неудовлетворенная потребность в общении, типично ля подросткового возраста. |
| Уподобление животного человеку (прямохождение, морда похожа на лицо, конечности – на человеческие, одевание в одежду) | Свидетельство инфантилизма и эмоциональной незрелости. Испытуемый при неудачах обвиняет всех, но не себя с готовность обещают, но слово не держут. Их протест не осознан, просто делают как все. Умеют не переутомляться и получать сильные и яркие впечатления от жизни ежедневно. Доверчивы, преданны социуму. |
| Механическое, угловатое, машинообразное или включающее отдельные механистические детали | Интровертность, аутизация. Подобные изображения характерны для неконформных личностей со своеобразным мышлением, нестандартным подходом к миру и жизни, с низким уровнем социализированности. Часто это люди с шизоидной акцентуацией и трудностями в сфере общения. |
| Включение механических частей в живую часть животного (постановка на постаменты, танковые гусеницы, треножник, прикрепление к голове винта, проводов, лампочек, антенн и пр. | Наблюдается у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов. |
| Изображение животного противоположного пола | Проблемы в сексуальной сфере. |
| Подчеркивание сексуальных признаков – половых органов, сосков, вымени | Яркое свидетельство повешенного внимания к сексуальной сфере. |
| Характер животного | |
| Как признак (угрожающие, угрожаемые и нейтральные) | Отражает отношении к собственному «Я», представление о своем положении в мире. Идентификация себя по значимости (со слоном, зайцем). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. Прямая проекция самоощущения. |
| Изображении конкретных животных, принадлежащих человеку | Интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Человек, заводящий домашнее животное удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми. |
| Домашние животные | Тенденция «приручить» свою жизненную энергию. |
| Собака | Тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением. |
| Кошка | Потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействию словесному. |
| Короваи другие полезные животные, служащие источником питания | Отождествление себя с «кормильцем», стремление давать больше чем, получать, отставляя окружающих в роли должников (часто неосознанно). |
| Вьючное животное | Негативное отношение к персонажу. Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу – восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы. |
| Дикие животные | Выбором конформного образа (например, голубя – символа мира) обследуемый хочет выразить, что он – очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями. |
| Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные похожие на них) | Тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование. |
| Презираемые, подземные и ночные животные (мыши, крысы, черви, пауки и др.) | Представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе. |
| Опасные животные (скорпионы, волки и др.) | Символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению. |
| Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлы и др.) | Восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы. |
| Животные – сказочные герои | Интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа. |
| Стилизованные и фантастические животные, персонажи книг или мультфильмов | Отказ от анализа своих проблем. |
| Название животного | |
| Необычное сочетание в названии тривиальных характеристик («лесной верблюд», «летающий заяц») | Свидетельство о рациональном складе ума. Конкретная установка при ориентировке и адаптации. Способность к адаптации. Возможно – стремление к оригинальности, не подкрепленное, однако, выраженным творческим потенциалом. |
| Псевдонаучные названия (иногда с латинским суффиксом, например, ратолетиус, наплиолярия и т.п.) | Демонстративность, особенно в плане интеллекта и эрудиции. |
| Бессмысленные звукосочетания | Неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Легкомысленное отношение к окружающим. |
| Бессмысленные звукосочетания при наличии повторяющихся или рифмующихся слогов («Кра-кра», «Кряк-бряк») | Инфантильность. |
| Громоздкие названия | Свидетельствуют о склонности к фантазированию замещающе-защитного порядка. |
| Иронические названия (чертенок) | Проявление снисходительно-иронического отношения к окружающим. |






