Общая характеристика работы

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ПРАЗДНИКЕ У СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Специальность 19.00.05 – социальная психология

(психологические науки)

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

 

 

Москва - 2008

 

 

Работа выполнена в Лаборатории психологии личности

Института психологии Российской академии наук

 

Научный руководитель доктор психологических наук Воловикова Маргарита Иосифовна
Официальные оппоненты     доктор психологических наук Емельянова Татьяна Петровна кандидат психологических наук Григорьев Сергей Владимирович

 

Ведущая организация: Институт этнологии и антропологии Российской академии наук

 

Защита состоится «29» декабря 2008 г. в 11 час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета Д 002.016.01 при Институте психологии Российской академии наук по адресу: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института психологии РАН

 

Автореферат разослан «___» _______________ 2008 г.

 

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат психологических наук

Андреева Е.А.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что праздник во все времена у всех народов был особым событием, выделяющимся из череды будней, имеющим особое значение как для празднующей общности, так и для субъективного опыта каждого участника праздничного действа. На протяжении истории человечества праздничная культура выработала множество правил и ритуалов, мифов, сохраняла память о значимых датах, событиях, отмечаемых в разных странах, городах, семьях, трудовых сообществах. Несмотря на многокрасочность и разнообразие культурно-исторических форм празднования, выработанных многовековым опытом всех народов мира, праздник всегда оставался универсальной формой эмоционального, символического, ценностного и мировоззренческого выражения установок коллективного и индивидуального субъектов.

Исследование феномена праздника активно ведется в различных областях гуманитарного знания – философии, культурологи, этнологии, лингвистике, социологии. Разные отрасли знания изучают в празднике свои специфические аспекты. Праздник рассматривается либо как теоретический конструкт, и предлагаются различные модели праздника в зависимости от отрасли знания и субъективного опыта исследователя, либо исследуются конкретно-исторические формы празднования. В психологии исследования праздника только начинаются. Это работы, рассматривающие духовно-нравственный потенциал праздника (М.И. Воловикова, 2004, 2005), роль праздника в формировании социальной идентичности человека (С.В. Тихомирова, 2001; О.В. Калачова, 2003), межпоколенную трансляцию ценностей народа через праздничный ритуал (Т.Н. Бояк, 2007). Актуальным является исследование социальных представлений о празднике, сложившихся у современной российской молодежи. Изучение социальных представлений является в настоящее время одним из приоритетных направлений в социальной психологии (С. Московичи, К.А. Абульханова, Ж. Абрик, Т.П. Емельянова и др.), однако до сих пор оно не касалось такого сложного объекта как праздник. Исследование представлений о празднике поможет найти новые подходы к изучению формирования социальной идентичности подрастающего поколения, его ценностно-смысловых и мировоззренческих ориентиров. В теоретическом плане актуальным является построение концептуальной социально-психологической модели праздника, которая может дополнить существующие философские, культурологические, социологические и этнографические модели.

Предмет исследования. Социальные представления о празднике молодых россиян в их динамике

Объект исследования. Представители учащейся молодежи, школьники-старшеклассники 14-16 лет и студенты 17-24 лет из нескольких российских регионов, а также взрослые респонденты (возраст от 25 до 84 лет).

Цель исследования. Изучить динамику в структуре социальных представлений о празднике у молодежи, выявив социально-психологическую специфику феномена праздника. Выявить

Задачи исследования

Теоретические задачи:

1. Провести теоретический анализ психологических исследований социальных представлений по отечественным и зарубежным литературным источникам.

2. Выполнив сравнительный анализ исследований и теоретических моделей праздника, существующих в смежных гуманитарных отраслях знания, и выявив социально-психологические аспекты существующих моделей, построить социально-психологическую концептуальную модель феномена праздника, в рамках которой представить социально-психологическую специфику и функции праздника.

3. На основе анализа исследований по празднику, источников СМИ сформулировать особенности и выявить социально-психологические факторы трансформации праздничного ритуала у молодежи.

Методические задачи.

1. Разработать программу социально-психологического исследования динамики социальных представлений о празднике.

2. Адаптировать метод свободных ассоциаций для изучения социальных представлений о празднике с целью уменьшения влияния внешних факторов, составляющих фоновые значения ассоциативного эксперимента.

3. Адаптировать применяемый в психологических исследованиях метод выделения ядра и периферии социальных представлений для изучения социальных представлений о празднике.

Эмпирические задачи:

1. Выполнить сравнительный анализ структуры социальных представлений о празднике у молодежи и взрослых.

2. Изучить динамику структуры социальных представлений о празднике у молодежи в период с 1999-2000 по 2007-2008 годы, выявив изменчивую и стабильную части.

3. С помощью контент-анализа выявить динамику субъективно значимых моментов праздника у молодежи на выборках 1999-2000 и 2007-2008 гг.

4. Проанализировать динамику ранговой структуры значимости разных праздников в социальных представлениях молодежи в период с 1999-2000 по 2007-2008 годы.

5. Выявить динамику субъектности в социальных представлениях о празднике российской молодежи в период с 1999-2000 по 2007-2008 годы.

Основная гипотеза исследования.

В структуре социальных представлений молодежи о празднике содержатся устойчивое во времени ядро и изменчивая периферия.

Частные гипотезы

1. Социальные представления о празднике у молодежи имеют специфику по сравнению с аналогичными представлениями взрослых.

2. В социальных представлениях о празднике существует архетипически детерминированная часть, неизменная во времени и не зависящая от эпохи, культуры, социальной группы.

3. Социальные представления о празднике у российской молодежи имеют тенденцию к интернационализации.

4. Социальные представления о празднике у российской молодежи имеют тенденцию к индивидуализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляюттруды отечественных психологов научной школы С.Л. Рубинштейна, основоположников субъектно-деятельностного подхода К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, теория социального мышления К.А. Абульхановой. Теория социальных представлений осмысливалась по работам С. Московичи, К.А. Абульхановой, Т.П. Емельяновой. Теоретическую базу исследования составили модели праздника, разработанные российскими учеными И.М. Снегиревым, Ю.М. Лотманом, И.П. Сахаровым, А.В. Терещенко, А.Н. Афанасьевым, А.Н. Веселовским, И.Ф. Буслаевым, В.Я. Проппом, В.И. Чичеровым, М.М. Бахтиным, а также зарубежными исследователями Р. Оппенгеймером и Дж. Фрезером; работы современных исследователей праздничного феномена Л.А. Абрамяна, АК. Байбурина, М.И. Воловиковой, Т.Н. Золотовой, А.И. Ракитянской, М.М Громыко, Т.Н. Бояк и др. В теоретическую основу диссертации положены исследования роли праздника в жизни человека (М.И. Воловикова с соавт., 2003) духовно-нравственного потенциала праздника (М.И. Воловикова, 2004, 2005), роли праздника в формировании этнической идентичности, межпоколенной трансляция ценностей народа через праздничный ритуал (Т.Н. Бояк, 2007). Теория игры изучалась по работам И. Хэйзинги и С.В. Григорьева. Особое значение для настоящего исследования имеет труд отечественного культуролога А.И. Мазаева, рассматривавшего сущностные характеристики явления праздника сквозь призму категорий «праздничное время», «праздничное пространство», «праздничная свобода» и «праздничное мироощущение». Использованы результаты исследований С. Московичи по коллективным эмоциональным состояниям, И.А. Джидарьян по психологии счастья, А.Л. Журавлева по понятию коллективного субъекта, А.К. Байбурина по значению ритуала, А.А. Гостева по символической репрезентации, Н.А. Журавлевой по динамике ценностей молодежи.

Методики исследования. Применялась анкета для исследования социальных представлений о празднике, разработанная М.И. Воловиковой, включающая в себя ассоциативный эксперимент, ассоциативный текст незаконченное предложение и свободное сочинение. Использовались качественный анализ литературных источников, этнографических данных, устных рассказов, контент-анализ описаний запомнившегося праздника, методы наблюдения и включенного наблюдения. Применялась также модифицированная нами методика структуризации социальных представлений, выделения ядра и периферии, разработанная Т.П.Емельяновой.

Математико-статистический анализ осуществлялся с помощью программы «Статистика 6.0». Использовались кластерный и частотный анализ, а также метод углового преобразования Фишера.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась глубиной теоретического анализа, адекватностью программы исследования поставленным цели и задачам, репрезентативностью выборки, использованием математико-статистических методов.

Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые на основе эмпирических данных выделено неизменное и независящее от культурно-исторического контекста ядро социальных представлений о празднике, а также динамические, менее устойчивые к социальному контексту слои социальных представлений (периферия социальных представлений), исследована динамика социальных представлений о празднике на молодежной выборке. Субъект праздничной деятельности рассмотрен в праздничном взаимодействии с членами социальной группы, а также праздник впервые рассматривается как полидетерминантный социально-психологический феномен, обладающий функциональностью. В работе впервые формулируется социально-психологический подход к изучению праздника и предлагается концептуальная модель праздника.

Практическая значимость. Исследование динамики социальных представлений о празднике, проведенное на разных (по возрасту и региону проживания) выборках российской молодежи имеет прогностическое значение для выявления направленности развития общества в целом. Изучение молодежных представлений о празднике как радости поможет в разработке профилактических мер по предотвращению «химических» способов имитации радости наркотиками и алкоголем у молодежи.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Института психологии РАН (2001-2008 гг.), на X Европейской конференции «Developmental Psychology» (Университет г.Уппсала, Швеция, 2001), на заседании Ученого совета Института психологии Грузинской академии наук им. Д.Н.Узнадзе (2002 г.), на Всероссийской конференции «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем» (Самара, 2004), на четырех Конгрессах этнографов и антропологов России (Нальчик, 2001; Омск, 2003; Санкт Петербург, 2005; Саранск, 2007), на ежегодной научной сессии Института психологии РАН (Москва, 2008).

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика социально-психологического исследования праздника состоит в рассмотрении данного феномена как коллективного эмоционального переживания, включающего духовно-нравственную составляющую, выраженную устремленностью к идеалу. Она включает также изучение психологического значения праздничного ритуала, символической коммуникации, роли праздника в формировании идентичностей, этнической, региональной, социально-групповой, исследование социально-психологических функций праздника, определение действий человека при подготовке к празднику и праздновании как особого вида деятельности.

2. Праздничный ритуал в современной российской молодежной среде претерпевает процесс трансформации: наряду с процессом забвения традиционной праздничной культуры, порожденным революцией в начале ХХ века и продолжающимся в современное время, идет интенсивный поиск новых форм празднования.

3. Социальные представления о празднике у молодежи специфичны по сравнению с социальными представлениями о празднике более старших возрастных групп.

4. В структуре социальных представлений о празднике молодежи выделяются устойчивое ядро, относительно устойчивый внешний радиус ядра и периферический слой, включающий социально детерминированные атрибуты праздника.

5. Общими тенденциями в динамике социальных представлений о празднике российской молодежи являются рост значимости семьи, индивидуализация праздничных представлений, рост эгоцентризма, увеличение значимости праздника Новый год, уменьшение значимости алкоголя.

6. Региональной спецификой в динамике социальных представлений о празднике российской молодежи обладает большая сохранность народной традиции и опора на традицию при введении новых праздников в Северо-Кавказском регионе (Кабардино-Балкария).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: