Образование – особый социальный институт, соединяющий в себе как чисто административные, так и творческие функции. Вуз – часть этого института, включающая в себя элементы административного управления и творческого содружества, объединяющего ученых, педагогов и студентов с целью получения нового знания и формирования нового поколения ученых и педагогов. Достижение этой цели возможно при условии, что образовательное учреждение является центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. Сегодня существует необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами – "переориентации образования с модели научной на культурную".
Организационно-культурная миссия образовательного учреждения предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого человека в процессе обучения, пробуждение потребности в освоении культурных ценностей профессиональной среды и их глубокой интериоризации. Реализацию данной миссии осуществляют организационно-культурные механизмы профессиональной социализации, основным из которых является социокультурная среда учебного заведения.
|
|
Социокультурная среда формирует специфическое пространство, в котором проходит процесс профессиональной социализации обучающегося, формируется личность будущего специалиста, осуществляется взаимодействие комплекса агентов, осуществляющих управление данным процессом, – профессорско-преподавательского состава, администрации, воспитательных, научных и других структур.
Социокультурная среда вуза охватывает разнообразные канаты и формы обучения, формальную и неформальную иерархию агентов образовательного процесса, воспроизводит и трансформирует явные и латентные ценности учебного заведения, контролирует на формальном и неформальном уровнях соблюдение нормативов коллективного поведения и выполняет целый комплекс других важных функций.
Процесс профессиональной социализации является двунаправленным. С одной стороны, это субъекты обучающего воздействия (преподавательский коллектив, социокультурная среда учебного заведения, организация учебного процесса и сокурсники), которые в процессе обучения воздействуют на студента, тем самым помогая входить в профессию. Сам студент (объект обучающего воздействия) усваивает и интегрирует предоставляемые знания и практические навыки. С другой стороны, становление профессионала происходит в творческом воспроизведении усвоенных норм и ценностей, культуры и знаний, опыта и навыков в практике. Данный процесс можно определить как обратное социализирующее влияние объекта социализации (студента) на обучающую среду. Эти две составляющих одного процесса невозможно разделить без ущерба для формирования полноценного профессионала.
|
|
Только одновременное усвоение системы профессиональных знаний в процессе обучения (выполнение функций объекта обучающего воздействия) и субъекта творческого осознания содержания этих знаний (выполнение функций обучающегося субъекта) позволяет студенту в полной мере включаться в освоение профессионального пространства и активно искать в нем свое место. Структура профессиональной социализации как совокупность компонентов данного процесса и комплексного результата в виде сформированных элементов профессиональной культуры специалиста представлена на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Структура профессиональной социализации в вузе
Социализирующая роль учебного заведения не ограничивается передачей обучающемуся определенного комплекса знаний и контролем их усвоения, но предполагает конкретную ориентацию на будущий профессиональный статус и начальную адаптацию к профессиональной среде. В процессе усвоения комплекса необходимых знаний и навыков познавательная деятельность студента постепенно сменяется профессиональной, с соответствующей сменой потребностей, интересов, постановкой целей и средств, используемых для их достижения. Соответственно, в процессе обучения постоянно возрастает объем компетенций, необходимых молодому специалисту для полноценного включения в профессиональную среду.
Успешная социализация в учреждении профессионального образования является первым шагом в профессиональной деятельности и построении дальнейшей карьеры. В процессе профессиональной социализации будущему специалисту приходится взаимодействовать с различными агентами социализации (семья, государство, средства массовой информации), оказывающими длительное воздействие на личность, изменение ее структуры. К непосредственным агентам профессиональной социализации также относятся работодатели и различные специалисты, составляющие профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда. Отсюда все возрастающая роль взаимодействия учебного заведения с производством, с наукой, с рынком труда.
Именно тесная интеграция обеспечивает быструю профессиональную адаптацию будущего специалиста на производстве. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социально-производственному коллективу.
Успешность профессиональной социализации достигается путем формирования профессионального сообщества, повышения престижа и социальной значимости профессии, высокой оплатой труда. В период обучения в учреждениях профессионального образования студенты адаптируются к новым условиям учебы и проходят вторичную социализацию, частью которой является профессиональная социализация. Она предполагает приобретение профессионального опыта, принятие решения о правильности выбора профессии, овладение ценностями профессионального сообщества. Следовательно, непрерывное профессиональное образование способствует социализации подрастающего поколения, приобщению к профессии, расширению профессиональных навыков и знаний, достижению определенного социального статуса и общему развитию личности.