ПРОГРАММА
По взаимодействию родительского комитета
Со школой
Муниципального образовательного учреждения
«Гимназия №21»
Приволжского района города Казани
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации "Об образовании".
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество родительского комитета и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
|
|
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания. Настоящая программа взаимодействия родительского комитета и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.
Педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащихся как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Более тесное сотрудничество родителей и учителя, по-прежнему играет очень важную роль в процессе обучения и развития школьников. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, классных руководителей в работе с родителями.
Настоящая программа взаимодействия семьи и школы - комплексная целевая программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей.
|
|
Программа предусматривает достижение следующей цели:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и одно направленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи.
· Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
· Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
· Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия с заинтересованными учреждениями и ведомствами.
Содержание работы:
· ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;
· ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;
· совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, походы, экскурсии, КТД);
· совместное оценивание уровня воспитанности детей;
· совместная оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия);
· забота о многодетных и малообеспеченных семьях;
· материально-финансовая помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство);
· совместное планирование и анализ работы.
Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:
v Исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
v Проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
Классный руководитель должен обладать информацией:
v Состояние семейно-бытовых условий ученика;
v Состояние его здоровья;
v Положение в классе;
v О внешкольных интересах и увлечениях;
v Общественных поручениях;
v Любимых и нелюбимых предметах;
v Отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам;
v Уровень воспитанности своего класса;
v Стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности класса:
v обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, проблем жизни школы;
v участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий, выходов в театры и музеи, помощь в оформлении и ремонте кабинета, в профориентации, ведении кружков и т.д.
v создание органов самоуправления, организация их деятельности в школе и классах.
Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года.
Организация взаимодействия с родителями осуществляется через:
· формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, турнир знатоков, недели наук и т. д.)
|
|
· формы трудовой деятельности (оформление кабинета, трудовой десант, создание классной библиотеки и т. д.)
· формы досуга (праздники, концерты, соревнования, конкурсы, семейные конкурсы, поездки и походы, и т. д.)
Методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями: