Обзор изменений в законодательстве о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Богачев Владислав Николаевич

студент 1 группы 2 курса магистратуры Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Седельникова Раиса Игоревна

заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятского института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается обзорное изменение действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части субъектов осуществления закупок, порядка их проведения и органов, осуществляющих контроль в данной сфере, а также особенностей обязательного общественного обсуждения государственных и муниципальных закупок в сети Интернет.

Ключевые слова: Унитарные предприятия, государственные закупки, муниципальные закупки, финансовое обеспечение, план-график, мониторинг, Министерство экономического развития.

 

Review of changes in the legislation on procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs

Bogachev V.N.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

This article examines the review of the current legislation in the sphere of procurement of goods, works and services to ensure state and municipal needs in terms of the subjects of procurement, the procedure for their implementation and the bodies that exercise control in this area.

Key words: Unitary enterprises, government purchases, municipal purchases, financial security, schedule, monitoring, Ministry of Economic Development.

 

В 2017 году изменились правила проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. 1 января вступил в силу ряд поправок в Федеральный закон от 05.04.2016 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках) [1].

Теперь Закон о закупках распространяется на государственные и муниципальные унитарные мероприятия, которые ранее не подпадали под его действие. Соответствующие изменения в ст. 1 Закона о закупках внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ [2].

Специалисты правовой сферы по-разному отнеслись к установление более жестких требований к осуществлению закупок. Противники нововведений утверждают, что после вступления закона в силу государственные и муниципальные унитарные мероприятия будут переходить в акционерные общества, участвующие в закупах по 223-ФЗ, чтобы обойти новые требования и уклониться от перехода на 44-ФЗ.

Сторонники поправок в 44-ФЗ апеллируют к фактам, согласно которым государственные и муниципальные унитарные мероприятия злоупотребляют нормами 223-ФЗ. Имея определенную свободу в формировании закупочной политики, они «маскируют» закупку у единственного поставщика с помощью различных наименований способов закупок. Неконкурентные способы закупки приводят к снижению прозрачности и добросовестности закупок и в итоге расходуют большее количество бюджетных средств, чем нужно.

Так или иначе, изменения в 44-ФЗ уже вступили в силу, их можно разбить на несколько основных моментов:

1. Обязательному общественному обсуждению подлежит большинство госзакупок на сумму свыше 1 млрд. руб. Правила проведения обсуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 [3].

Обсуждение проводится на специальном сайте в сети Интернет, а также в форме публичных очных слушаний. Правом участвовать в обсуждении обладают любые юридические и физические лица.

Обсуждение будет идти в два этапа:

· Первый этап проводится во время планирования закупок. Предмет обсуждения - проект закупки, включенный в закупочный план.

· Второй этап реализуется непосредственно перед закупкой. Предмет обсуждения - документация о закупке, требования к поставщикам, начальная (максимальная) цена контракта и другая существенная информация о закупке.

По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Введение института общественного обсуждения госзакупок должно поспособствовать, среди прочего, обеспечению соблюдения законности и обеспечению прозрачности и противодействию коррупции в сфере закупок.

2.Обязанность осуществления закупок государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с планами-графиками была установлена еще в 2014 году в ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации [4]. Теперь данное требование продублировано в Законе о закупках, что должно исключить случаи закупок, совершенных в обход предварительно одобренного плана-графика или минимизировать их количество.

3. Контроль над предоставлением финансового обеспечения при проведении госзакупок регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 [5].

Возможность и основные принципы такого контроля установлены п. 5 ст. 99 Закона о закупках.

Под контроль попадут все стадии закупок, включая планы-графики, извещения, документации и планов-графиков, проекты и реестры контрактов и т.д. В целях осуществления контроля государственные и муниципальные заказчики будут предоставлять контролирующим органам показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг.

4.Порядок проведения мониторинга закупок со стороны Министерства экономического развития Российской Федерации установлен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193. [6].

Мониторинг закупок - это комплекс мероприятий, в рамках которых Минэкономразвития будет оценивать, насколько закупки, производимые государственными заказчиками в течение года, обоснованны и достигают ли они целей осуществления закупок. В соответствии с разъяснениями, представленными Минэкономразвития в Письме от 30.11.2015 N ОГ-Д28-15114, указанный мониторинг служит целям наблюдения и анализа и не является мерой государственного контроля.

В рамках мониторинга контролирующий орган будет изучать следующую информацию:

· реализацию планов закупок (в том числе количество размещенных извещений и реально состоявшихся закупок)

· ведение реестра контрактов (включая общую стоимость заключенных контрактов, суммарную стоимость контрактов с единственным поставщиком, количество расторгнутых контрактов)

· ведение реестра жалоб, плановых и внеплановых проверках

По результатам мониторинга будут подготавливаться ежеквартальный аналитический отчет и ежегодный сводный аналитический отчет.

5. Обновленный перечень товаров, при закупках которых заказчики предоставляют преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 649, который с 01.01.2017 будет действовать в новой редакции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.02.2016 N 63. [7].

Обновление перечня товаров носит технический характер, связанный с введением кодов ОКПД 2.

Комплекс всех вышеперечисленных изменений в 44-ФЗ преследует несколько общих целей:

· усиление и усовершенствование государственного и общественного контроля над проведением закупок и соответствующим расходованием бюджетных средства

· обеспечение надлежащего планирования закупок

· оперативный мониторинг эффективности обеспечения государственных нужд

· обеспечение финансовой прозрачности закупочного процесса

· эффективное расходование бюджетных средств

· борьба с коррупцией в сфере закупок

Так как технические аспекты закупочных процедур (подача и рассмотрение заявок, заключение контракта, учет недобросовестных поставщиков и т.д.) хорошо проработаны законодательно, введение указанных выше дополнительных мер должно способствовать налаживанию эффективной системы государственных закупок в России.

 

Примечания

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - 08 апреля (№ 14). - Ст. 1652.

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - 04 июля (№ 27). - Ст. 4254.

3. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / / Собрание законодательства РФ. - 2016. - 29 августа (№ 35). - Ст. 5352.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - 03 августа (№ 31). - Ст. 3823.

5. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367 «О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - 28 декабря (№ 52). - Ст. 7602.

6. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - 2015. - 16 ноября (№ 46). - Ст. 6382.

7. Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2016 г. № 63 «О внесении изменений в перечень товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - 15 февраля (№ 7). - Ст. 973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: