double arrow

Инфраструктура инновационной деятельности

Организационные формы инновационного менеджмента могут рассматриваться с двух позиций:

- как форма объединения людей для осуществления инновационной деятельности;

- как процесс создания инфраструктуры инновационной деятельности.

В первом случае инновационный процесс организуется внутри инновационного предприятия (организации) либо внутри предприятия, основным видом деятельности которого является производство, но имеющего мощную инновационную базу. Классификация инновационных организаций приведена на рис. 4.1. Если инновационная деятельность осуществляется внутри предприятия, основным видом деятельности которого является производство, в организации (на предприятии) любой организационно-правовой или организационно-экономической формы она проводится в проектно-технических подразделениях (исследовательских, конструкторских, технологических отделах).

Рис. 4.1. Виды инновационных организаций

В соответствии с ГК РФ организационно-правовые формы — это хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы и другие коммерческие организации. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия

Основными организационно-экономическими формами предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы. Корпорация — совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. Корпорации содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности. Кроме того, они способствуют распределению (диверсификации) риска за счет свободного обращения акций корпораций на фондовом рынке. Они получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение новых поколений изделий. Альянс — союз, объединение нескольких организаций, предприятий, лиц на договорной основе. Консорциум — временное объединение предприятий, создаваемое для реализации проектов, в том числе инновационных. В него могут входить предприятия и организации (в том числе крупные банки) разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных организаций. Консорциум создает единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, кроме того, получает бюджетные средства и кредиты банка.

По способу организации инновационного процесса в рамках действующего предприятия можно выделить три модели организации инновационной деятельности:

1. на основе внутренних подразделений, когда инновация создается и осваивается внутри предприятия его специализированными подразделениями на базе планирования и контроля их взаимодействия по инновационному проекту;

2. на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание или освоение инновации размещается между сторонними организациями;

3. на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные (рисковые) фирмы, которые привлекают дополнительные финансовые ресурсы со стороны (венчурный капитал).

Наиболее часто используется вторая модель инновационной деятельности — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».

Любые изменения встречают противодействие коллектива. Чтобы проводить изменения, необходимо начать с формирования многофункциональной команды коллег-единомышленников для определения масштаба культурных барьеров и внедрения изменений.

В таких случаях для усиления гибкости в предпринимательской деятельности предприятий возникло направление так называемого интрапренерства — внутреннего предпринимательства. Это так называемая предпринимательская деятельность, направленная на получение компанией дополнительной прибыли за счет использования ее внутренних ресурсов путем удовлетворения потребностей внешних и внутренних заказчиков, осуществляемая небольшими группами руководителей и специалистов организации, берущих на себя роль предпринимателей для реализации бизнес-идей или инновационных проектов. Интрапренерские подразделения имеют право оказывать услуги как другим подразделениям в своей организации на хозрасчетной основе, так и самостоятельно выходить со своей продукцией или услугой на рынок вне данной организации.

Сущность и особенности интрапренерства заключаются в том, что на действующем предприятии создаются условия для реализации новаторских идей, т.е. идеи не только рассматриваются, но и выделяются средства для их коммерциализации. Организационной формой интрапренерства могут быть внутренние венчурные начинания.

«...необходимо обеспечить большую ориентированность крупных, центральных лабораторий, отраслевых институтов на работу с внешними заказчиками, чтобы знания могли выходить за пределы этих организаций, свободно циркулировать в обществе, в экономике. Надо ускорить обмен и циркуляцию знаний. Это первая задача на сегодня. Следующее, на что следует обратить внимание, это разделение труда в сфере управления инновациями. Надо сказать, что новые знания, касающиеся отдельных компонентов, узких проблем, могут появляться и в рамках старых исследовательских программ. Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию отдельных кусочков знаний в системные решения, в какие-то конфигурации, которые могли бы оказаться полезными рынку.

Когда отдельные элементы знаний широко распространены в экономике, то растут возможности для их системного использования. И здесь компании, которые будут предлагать услуги в области интеграции знаний и по выработке системных решений, могут извлечь значительную выгоду.

Во-первых, необходимо создать институциональные условия для того, чтобы обеспечить передачу знаний из университетской, вузовской среды в промышленность и экономику. Например, нужны условия для того, чтобы предприятия могли пользоваться по лицензии идеями и технологиями, разработанными в университетах.

Во-вторых, надо обеспечить более тесное общение между профессорско-преподавательским, исследовательским составом университетов и сотрудниками конкретных компаний, чтобы научные работники имели более реальное представление о проблемах, которые стоят перед промышленностью, а практики имели доступ к научным знаниям. Кроме того, малые предприятия не должны стремиться быть экспертами во всем, они могут выбрать какую-то довольно узкую область, в которой у них будут конкурентоспособные наработки. И конечно, эти малые компании должны плотно взаимодействовать с университетами и исследовательскими подразделениями крупных предприятий, внося вклад в общее дело своими знаниями из той сферы, где они действительно являются высококлассными специалистами. (Источник: Интервью Генри У. Чезборо. Эксперт — Северо-Запад. 2004. № 22.)

Рассмотрим организацию инновационной деятельности как процесс создания ее инфраструктуры.

В российских условиях действуют как временные организационные формы инновационного предпринимательства (присвоение статуса), так и постоянные.

Одной из временных организационных форм инновационной деятельности является государственный научный центр.

В соответствии с Порядком присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939) этот статус может присваиваться расположенным на территории России предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание.

Обязательные качественные критерии следующие:

- научная и (или) научно-техническая деятельность органи­зации направлена на реализацию Приоритетных направле ний развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской Федерации и (или) обеспечение стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и национальной безопасности;

- организация является ведущей в реализации одной или нескольких критических технологий Российской Федерации и (или) головной организацией по разработке научных (научно-технических) проектов национальной значимости в области обороны и национальной безопасности;

- научная и (или) научно-техническая деятельность является основной деятельностью организации;

- организация имеет в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении уникальное опытно- экспериментальное оборудование, в том числе уникальные установки, утрата либо ненадлежащее использование которого способна привести к снижению научно-технического потенциала страны, ее обороноспособности и безопасности;

- организация располагает научными кадрами высшей квалификации;

- в организации функционирует научный или научно-техни ческий совет;

- организация осуществляет подготовку кадров высшей квалификации, участвует в процессе интеграции науки и образования;

- результаты научных (научно-техническая деятельность) исследований организации получили международное признание;

- участие организации в реализации федеральных целевых программ.

Статус ГНЦ дает право на целевое финансирование программ за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации. Показатели деятельности ГНЦ приведены в табл. 4.1.

Выделяемые средства направляются на следующие цели:

- проведение фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ;

- поддержание и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы;

- информационное обеспечение, включая приобретение научно-технической литературы, в том числе зарубежной;

- подготовку и переподготовку высококвалифицированных научных кадров;

- участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

Один из крупнейших исследовательских центров России — Государственный научный центр России ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Деятельность института сосредоточена на научно-исследовательской разработке и создании технических средств робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования. Институт имеет собственную производственную базу, исследовательские и испытательные стенды, на его базе работают факультеты и кафедры Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Основными направлениями деятельности ЦНИИ РТК являются системы управления объектами, робототехника, фотонная техника, специальное приборостроение, лазерные технологии, интеллектуальные технологии управления в реальном времени с использованием телекоммуникационных систем, информационные технологии управления жизненным циклом изделий и др. В ЦНИИ РТК регулярно проходят региональные, всероссийские и международные семинары и конференции.

Таблица 4.1.


Основные значения целевых индикаторов и показателей деятельности ГНЦ РФ

 

Для обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе научным организациям может присваиваться статус федерального центра науки и высоких технологий. Эти центры должны обеспечивать процесс решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение такого статуса означает предоставление государственного обеспечения научно-технологической и образовательной деятельности центра при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач.

Создание инфраструктуры инновационного предпринимательства в настоящее время осуществляется путем создания технологических парков, инновационных инкубаторов, технополисов.

Первый технопарк (научный парк Стэнфордского университета) был организован в США в начале 1950-х годов в шт. Калифорния. Университет стал сдавать в аренду пустующий участок земли малым предприятиям и действующим компаниям для размещения ими своих подразделений, работающих в облас­ти высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные ра­бочие контакты с университетом.

Строительство и формирование инфраструктуры научного парка продолжалось 30 лет. В научном парке начинали такие известные теперь фирмы, как Hulett-Paccard, Polaroid. Он положил начало знаменитой Кремниевой долине. В настоящее время в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).

В Европе технопарки появились в начале 1970-х годов.

В 1980-е годы технопарки стали создаваться в Канаде, Сингапуре, Австралии, Бразилии, Индии, Малайзии, Китае, Японии.

В российской практике технопарки появились в 1992 г. как первые элементы рыночноориентированной инновационной инфраструктуры.

Приказом Миннауки России от 26 марта 1993 г. № 61 было дано определение технопарку как организации, имеющей тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления для осуществления на ее территории формирования современной инновационной среды с целью поддержки инновационного предпринимательства. Для этого технопарк создает материально-техническую, социально-культурную, сервисную, финансовую и иную базу для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передает их на рынок научно-технической продукции.

В отличие от большинства западных стран, где инициатива создания технопарков идет от научных организаций, частных инвесторов, в России распоряжением Правительства РФ № 328-р от 10 марта 2006 г. разработана Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Она направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики. Цель технопарков — обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Отличительной особенностью технопарков в сфере высоких технологий является то, что объекты их инфраструктуры создаются в том числе за счет средств бюджета Российской Федерации.

В технопарках в сфере высоких технологий смогут осуществлять свою деятельность организации, которые оказывают юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги. В состав технопарков могут также входить бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий. Технопарки в сфере высоких технологий в 2006—2010 гг. планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и Санкт-Петербурга.

Бизнес-инкубаторы — новая форма организации инновационной деятельности для нашей страны.

Дайна Адкинс, президент Национального содружества бизнес-инкубаторов (шт. Огайо, США), определила бизнес-инкубатор как программу комплексной помощи вновь создаваемым, моло­дым предприятиям, нацеленную на их поддержку с помощью создания благоприятных условий для их становления и успешного развития.

Для того чтобы подойти под определение бизнес-инкубатора, предложенного Национальной ассоциацией бизнес-инкубаторов, необходимы некоторые основные характеристики:

1. необходимо иметь комплексную программу поддержки бизнеса, отвечающую требованиям вновь создаваемых предприятий;

2. руководство бизнес-инкубатора должно обладать навыками по развитию вновь создаваемого предприятия, большая часть его времени должна тратиться именно на помощь предприятиям;

3. среди компаний, нуждающихся в помощи, руководство должно отобрать те, что способны получить максимальную пользу от участия в программе; программа поддержки затем доступна им на протяжении от 1 до 4 лет.

Бизнес-инкубаторы предоставляют услуги вновь создаваемым и начинающим компаниям:

- индивидуальные консультации между учредителями компании, руководителями высшего звена, руководителями инкубатора и персоналом;

- налаживание связей между начинающей компанией и профессионалами в сфере бизнес-услуг, такими как бухгалтеры, юристы, специалисты по маркетингу и т.д. Многие из этих профессиональных консультантов будут оказывать услуги по сниженным расценкам в целях привлечения новых клиентов;

- проведение тренингов по таким темам, как составление бизнес-плана, как сделать свой бизнес привлекательным для инвесторов, как устанавливать цены на свои услуги и товары, как находить новые рынки сбыта и т.д.;

- проведение внутрисетевых мероприятий и бизнес-ярмарок, которые помогут начинающим компаниям наладить контакты и развить новый бизнес;

- проведение форумов, на которых учредители компании и руководители высшего звена смогут обсудить свои проблемы, поделиться советами и обменяться опытом;

- поддержку начинающих компаний в налаживании полезных связей с крупными компаниями для внедрения своих технологий или реализации товара;

- налаживание связей с отделами университетов для решения технических проблем;

- обеспечение доступа к специализированному оборудованию как на территории инкубатора, так и в лабораториях университета или в других местах;

- знакомство сотрудников компаний со справочной литературой и со специалистами, которые могут оказать квалифицированную помощь по разным вопросам;

- налаживание связей с потенциальными инвесторами.

Задачи, которые выполняют инкубаторы, заключаются в следующем:

- превращают новые технологии, разработанные университетами, лабораториями или исследовательскими институтами, в источник прибыли;

- развивают экономику сельских регионов, создавая разнообразные компании и развивая промышленный сектор;

- восстанавливают экономику отстающих областей, повышая благосостояние жителей данной области;

- создают и поддерживают промышленный и технологический сектор, например, технологии по защите окружающей

- среды, биотехнологии, технологии, связанные с производством продуктов питания;

- стимулируют предпринимательские модели поведения среди национальных меньшинств, женщин, людей с низким доходом;

- создают новые рабочие места и возможности для безработных;

- обеспечивают возможности для получения финансовой прибыли по инвестициям в новые компании.

Вновь образованные фирмы (преимущественно инновационные) в бизнес-инкубаторе находятся не более 3—4 лет. Этот срок условно можно разделить на пять этапов:

1. выбор претендента по параметрам новизны замысла и обоснования возможности его материального воплощения;

2. предоставление помещения и оборудования в аренду;

3. первый год работы в инновационном инкубаторе. Бизнес-инкубатор предоставляет услуги на льготных условиях;

4. при благоприятных условиях — развитие фирмы в течение 2—3 лет с постепенным, соответственно, ростом арендной платы и платы за услуги;

5. выход фирмы из бизнес-инкубатора с переездом на новое место.

При неблагоприятных условиях — невозможности основателей фирмы развить собственное дело — договор с нею может быть разорван на любом этапе.

Российский инновационно-производственный технопарк «Идея» 12 ноября 2002 г. было принято постановление о создании в Казани инновационно-производственного технопарка «Идея»; 5 февраля 2004 г. начал функционировать бизнес-инкубатор инновационного технопарка «Идея».

В отличие от многих подобных структур Российской Федерации это коммерческая структура. Функции бизнес-инкубатора:

1. обеспечение разработчиков оснащенными рабочими местами, офисными услугами, профессиональными консультациями, опытно-экспериментиальным оборудованием;

2. содействие разработчикам в подготовке бизнес-планов коммерциализации идей, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создании опытных образцов, получении средств на проведение работ по проектам, участии в выставках, конференциях, семинарах, презентациях;

3. обеспечение правовой защиты разработок;

4. предоставление проектантам оборудованного рабочего места, телефона, оргтехники, выхода в Интернет, услуг по делопроизводству, секретарские и т.д. Формирование бизнес-инкубатора

Состав проектов бизнес-инкубатора формируется правлением по ре­комендации экспертного совета, насчитывающего более 30 привлекаемых со стороны специалистов в различных отраслях, и технико-коммерческого совета путем отбора из поданных заявок по проектам. Максимальный срок размещения проектов в инкубаторе — год. Этого вполне достаточно, чтобы проект смог доказать свою жизнеспособность. Проектант должен предоставить в течение данного периода технологические разработки, опытные образцы или услуги, пригодные для коммерческой реализации. Сроки пребывания в бизнес-инкубаторе следует рассматривать в контексте следующих стадий развития проекта. Стадия формализации идеи длится неделю, в течение которой заявитель или существующая небольшая инновационная компания с помощью менеджера технопарка готовит свою идею к рассмотрению на экспертном совете. Формы предоставляемых документов должны соответствовать разработанным в технопарке требованиям, а проекты удовлетворять критериям отбора инновационных проектов. Экспертный совет технопарка, руководствуясь разработанными критериями отбора и оценки результатов предварительных научных исследований, оценивает уровень предлагае­мых им проектов и принимает решения о размещении в бизнес-инкубаторе технопарка или об отказе.

Научно-исследовательские работы — в случае положительного решения экспертного совета технопарка проектант размещается в бизнес-инкубаторе. На этом этапе происходят научные исследования для обоснования состоятельности идеи. Разработчик готовит бизнес-план с помощью менеджера, курирующего данный проект со стороны технопарка. Стадия НИР длится от 6 месяцев до одного года по согласованию с экспертным советом. На этой стадии технопарк выделяет разработчику грант и выставляет проект на соис­кание безвозвратных средств из сторонних грантовых систем. По истечении шести месяцев предусматривается создание разработчиком образца готовой продукции и перед экспертным советом технопарка рассматривается коммерческая перспективность проекта и возможность его реализации. Стадия опытно-конструкторских работ длится от 6 месяцев до одного года по согласованию с экспертным советом. На данной стадии организуется совместное предприятие с авторским коллективом проекта. Арендная плата составляет 20% номинальной, установленной в технопарке для арендаторов. По завершении этапа НИОКР проект перемещается из бизнес-инкубатора в технологический центр.

Технологический центр (офисно-производственное здание) является логическим продолжением бизнес-инкубатора. В Технологический центр приходят инновационные фирмы, вышедшие из бизнес-инкубатора, а также инновационные предприятия, арендующие производственные площади в инновационном технопарке «Идея». На данном этапе происходит становление предприятия: оно формируется, организовывает свою инфраструктуру, планирует производство.

Условиями аренды производственных площадей являются: положительное заключение экспертного совета технопарка «Идея» по проекту инновационного производства;

- оплата коммунальных и эксплуатационных платежей;

- предварительное согласование проектно-сметной документации размещения будущего производства;

- возможность зачета затрат арендатора по ремонту помещения в счет арендной платы.

Арендатор пользуется всем набором услуг бизнес-инкубатора технопарка «Идея», так же как находящиеся в нем инновационные компании.

Важным элементом является технополис рыночной экономики инновационного направления — форма объединения инновационных компаний, высших учебных заведений, предприятий, консультационных, маркетинговых, инновационных и других организаций сферы услуг, подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм.

В российской практике для решения преимущественно оборонных задач использовалась форма наукограда. Согласно Федеральному закону «О статусе наукограда Российской Федерации» наукоград — это муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Муниципальное образо­вание, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

Научно-производственный комплекс наукограда — совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Научно-производственный комплекс муниципального образо­вания, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен быть градообразующим и отвечать следующим критериям:

1. численность работающих в организациях научно-производственного комплекса должна составлять не менее 15% численности работающих на территории данного муниципального образования;

2. объем научно-технической продукции (соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации) в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования (или стоимость основных фондов комплекса, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, составляет не менее 50% стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением жилищно-коммунальной и социальной сферы).

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса.

Для наукограда утверждены приоритетные направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соот­ветствии с государственными приоритетными направлениями.

Все предприятия, входящие в научно-производственный комплекс наукограда, не изменяют своей формы собственности и организационно-правовой формы.

Статус наукограда может быть досрочно прекращен, если результаты деятельности его организаций входят в противоречие с приведенными выше критериями.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации дает ему право на финансирование из федерального бюджета.

В настоящее время в России действует 71 наукоград, из них 30 — в Московской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: