Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из большого количества групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Под социальными группами обычно понимаются устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных системой отношений, регулируемых общими интересами, ценностными ориентациями, настроениями и переживаниями, нормами жизни и отношений, традициями.
Социально-психологические явления, возникающие в процессе жизни людей в обществе, можно классифицировать по разным основаниям:
· По принадлежности к различным социальным группам
· По отнесенности к различным классам психологических явлений
· По устойчивости
· По степени осознанности и т.д.
Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по принадлежности людей к различным группам.
Классификация групп
1. По размеру
· Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы, классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.д.
· Средние группы - предприятия, территориальные общности (жители одного района, города)
· Малые группы - это небольшие общности, члены которых имеют между собой непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
· Микрогруппы - это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между ее членами.
2. По организованности:
· Организованные - группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие длительное время
· Неорганизованные - группы неимеющие структуры и налаженных отношений, это группы только что созданные и существующие непродолжительное время.
3. По общественному статусу
· Формальные - имеют заданную извне структуру, функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами.
· Неформальные - не имеют заданную извне структуру, складываются стихийно.
4. По уровню развития
· Слаборазвитые
· Высокоразвитые
По значимости
· Референтные
· Нереферентные
5. По непосредственности отношений
· Реальные
Условные
· Первичные
· Вторичные
Группа обычно имеет свою структуру, своего лидера, своих исполнителей.Другими словами каждый член группы наделен определенным статусом (положением) и выполняет конкретную социальную роль.
Так, например, некоторые из ее членов могут находиться в своеобразной оппозиции к лидерам, стремиться занять их место.
Другие склонны конфликтовать с партнерами.
Третьи - занимают соглашательскую позицию.
Четвертые - избегают общения, обрекая себя на социальную изоляцию от товарищей.
Возможны и другие варианты поведения личности в группе.
Высшей формой развития группы является коллектив.
Коллектив (от латинского collectivus - собирательный) это группа людей:
1) объединенная и организованная для совместной деятельности;
2) находящаяся в непосредственном контакте друг с другом;
3) преследующая совместную общественно-полезную цель деятельности;
4) имеющая свою коллективную психологию.
В повседневной жизни и деятельности мы на практике оцениваем роль коллектива, ощущаем его влияние. Каждый коллектив имеет свою особую психологию, что проявляется, прежде всего, в преобладающем общественном мнении, в социальных потребностях, целях и устремлениях, в коллективных настроениях, традициях, групповых состояниях и установках, в коллективных нормах поведения, в социально-психологическом "климате", коллектива.
В группе и коллективе возникают такие специфические психологические явления как подражание, внушение, конформность, психическое заражение, соревнование, психологическая совместимость и сплоченность, групповое давление, групповой контроль.