Человек отличается от других животных тем, что он способен к деятельности. Для развития человека как личности ему необходима деятельность. В деятельности человек проявляет себя как личность.
Деятельность - это сознательная целенаправленная активность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
От деятельности следует отличать поведение, для которого характерно преобладание ситуационной активности.
Исходным моментом активности являются потребности конкретного человека, которые по мере осознания и оценки возможностей их реализации трансформируются в цели деятельности. Преобразованию идеальной цели деятельности в конкретный результат способствует мотив как осознанное побуждение.
Деятельность состоит из действий.
Реализация цели деятельности и ее начало разделены во времени. Для достижения конечного результата обычно нужно выполнить ряд действий, направленных на достижение промежуточных частных задач (целей). Так, например, чтобы забить гол в футбольном матче, необходимо обвести защитника, сделать ряд обманных маневров для введения вратаря в заблуждение, произвести удар по воротам.
|
|
Действия могут быть умственными и практическими.
Действия состоят их психологических актов (акт зрительного восприятия, акт переключения внимания, двигательный акт и т.д.), которые отличаются от действия отсутствием собственной цели (они подчинены цели действия).
Деятельность может осуществляться на двух уровнях: репродуктивном и творческом.
В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки.
В знаниях заключена полученная информация.
При соединении знания с практикой формируются умения.
При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки.
При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Так, например, мы ходим, бегаем, пишем не думая о том, как мы это делаем.