Лекция 6. Личность в психологии

В обыденной жизни часто используется термин "личность'' при­менительно к человеку, который выделяется из массы других людей особыми, чаще всего положительными качествами.

Предполагается, что это понятие произошло от древнерусского слова "личина" которым называлась маска, надеваемая актером - ско­морохом.

В зависимости от жизненных ролей человека складывается кон­кретный тип личности. Так, еще в 318 г. до новой эры древнегреческий ученый Теофаст написал трактат "Этические характеры" в котором бы­ло выделено более 30 личностных типов: болтун, льстец, хвастун, при­творщик, скучный рассказчик и т.д. Позже предпринимались попытки установить связь личностного типа с физическим строением человече­ского тела (рост, вес, физические недостатки и т.д.), с особенностями мимики, походки, жестов и даже с шишками на поверхности головы.

В современной психологии используются такие понятия, как че­ловек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - это высшая ступень развития животного мира.

Индивид - это единичный представитель человеческого общества.

Индивидуальность - человек с неповторимым сочетанием психи­ческих особенностей.

Личность - конкретный человек (представитель конкретного класса, профессии, пола, возраста и т.д.),занимающийся конкретной деятельностью, имеющий индивидуальные особенности.
Психологические проявления личности определяются в известной мере биологическими предпосылками, т.е. полученными при рождении особенностями нервной системы, кровоснабжения, скелета и т.д.

Значительную роль играют социальные факторы, оказывающие большое влияние на формирование личности. Так, например, известен случай, когда два близнеца в раннем детстве попали в разные страны (один на Кубу, а второй - в Швецию) специфичные условия которых сформировали из одного экспансивного, темпераментного кубинца, а из второго - сдержанного, расчетливого скандинава.

Психический мир личности включает в себя психические свойст­ва, процессы, образования и состояния.

Не менее важное значение для понимания личности имеют пси­хические свойства, включающие: направленность личности, её харак­тер, темперамент и способности.

Направленность личности

Для того чтобы жить и развиваться личности необходима актив­ность. Без активности человек напоминает акулу, жабры которой так устроены, что без движения она задыхается. Активность всегда ори­ентирована, направлена на достижение конкретного результата, на­поминает чем-то стрелку компаса.

Направленность - это свойство личности, проявляющееся в ориентации активности и выражающееся в потребностях, целях и мо­тивах деятельности и поведения.

Знание направленности позволяет понять и объяснить реальные поступки человека.

Источником активности личности являются потребности.

Потребность - это субъективное отражение человеком состоя­ния нужды в чем-либо (как организма или личности).

Цель - это субъективная модель желаемого результата деятельности, конкретизированная в реальных условиях потребность.

Мотив - это побудительная сила человека (от французского motif - побуждение), существующая в форме сознательно принятого реше­ния на выполнение конкретного целевого действия.

Темперамент

Психологи давно заметили, что одни люди бывают вспыльчивы­ми, другие - спокойными, третьи - уравновешенными, четвертые - инертными. Это означает, что у них разные темпераменты. Впервые описал виды темпераментов древнегреческий врач Гиппократ, но, к сожалению, он связывал различия в поведении с преобладанием в ор­ганизме у конкретного человека различных жидкостей: крови, лимфы и желчи, что не подтвердилось наукой.

И.П.Павлов связал темперамент с проявлением в психической жизни типа нервной системы и, в частности, соотношения таких свойств процессов возбуждения и торможения как сипа, уравнове­шенность и подвижность.

Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в работоспособности нервной системы.

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения проявляется при сравнении их силы.

Подвижность нервных процессов проявляется в скорости смены одного процесса другим.

Темперамент - это свойство личности, которое определяет динамические особенности (темп, скорость, интенсивность) психики.

В реальной жизни практически н е бывает ярко выраженных "чистых" видов темперамента. Так, например, человек может быть на 20% холериком и на 80% сангвиником.

Четыре основных вида темперамента не могут исчерпать все многообразие индивидуальных форм. Между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. К тому же нужно пом­нить, что особенности проявлений психики зависят не только от присущего данной личности типа, но и от мотивов, от складывающихся обстоятельств и воздействий, от состояний личности и организма.

Как следует из приведенных выше характеристик, каждому виду темперамента присущи свои достоинства и недостатки и нельзя де­лить темпераменты на хорошие и плохие. Просто для каждого темпе­рамента нужно найти отведенную ему природой нишу.

Следует помнить также, что свойства нервной системы практиче­ски не меняются в процессе жизни человека. Но так как темперамент - это ограненные социальными условиями свойства нервной системы, то тренировкой и воспитанием можно корректировать (в известных пре­делах) его внешние проявления. Так, например, вспыльчивый холерик может научиться сдерживать себя, привыкнуть к самодисциплине, со­блюдению режима дня и т.д.

Характер

Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "вмятина на монете". А так как вмятины на монетах имеют свойство сохраняться длительное время, то и термин "характер" относится не ко всяким, а лишь к устойчиво сохраняющимся проявлениям психики личности.

Характер - это свойство личности, определяющее её поведение и представляющее собой сочетание устойчивых черт, проявляющихся в типичных отношениях конкретного человека к другим людям, к себе, к труду и к окружающему миру.

Так, например:

По отношению к другим людям характер человека может быть добрым, общительным, требовательным, заботливым...

По отношению к самому себе - эгоистичным, альтруистичным...

По отношению к труду - трудолюбивым, ленивым... По отношению к окружающему миру - бережливым, скупым...

Характер может также быть:

по устойчивости - постоянным или непостоянным, по силе - сильным или слабым и т.д.

В последнее время часто говорят об акцентуированных характерах, т.е. о ярких разновидностях проявлений характера.

1. Гипертимный (сверхактивный) характер:

инициативный, доброжелательный, восторженно общительный,
оптимистичный, беззлобный, незлопамятный, жизнерадостный;

вместе с тем необязательный, ветреный, не терпит однообра­зия, зачастую не доводит дело до конца.

Гипертимов лучше всего использовать в сфере контактов с людьми для создания доброжелательной атмосферы в коллективе.

2. Аутичный характер (auto - замкнутый в себя):

хорошие специалисты, нацелены на работу и учебу, тактичны, самостоятельны, постоянны в дружбе, ненавязчивы, не выставляют
напоказ свой внутренний мир, рады встрече с себе подобными;

вместе с тем трудно входят в коллектив, трудно знакомятся с новыми людьми, чувствительны к обидам (но стараются это не пока­зывать), малообщительны.

3. Аутисты - прекрасные подчиненные и специалисты, нуждающиеся в деликатном стиле руководства и общения.

4. Лабильный характер (labilis - нестойкий):

в хорошем доброжелательном коллективе и при хорошем интел­лигентном начальнике такие люди являются прекрасными и преданными подчиненными, надежными друзьями;

однако при грубоватом, скупом на похвалу и слабо знающем психологию начальнике у лабилов расцветает уязвимость, повышенная
чувствительность к грубости, напряженность, преобладание плохого настроения, плаксивость, раздражительность. От прямолинейного "разноса" женщины-лабилы будут рыдать, а мужчины могут подать
заявление на увольнение.

Лабилам необходимо учиться оберегать свою слабую психику от дезорганизующих воздействий. Их желательно использовать в кол­лективах, которые славятся благоприятным психологическим kjiumo-том и во главе которых стоят опытные и тактичные начальники.

5. Демонстративный характер:

это "актер", любящий играть значимых людей, человек с низкой самокритичностью, ярким воображением, общительный и пользующийся популярностью, стремящийся к успеху и признанию своих спо­собностей у окружающих. Быстро понимает требования конкретной
ситуации и легко подстраивается к ним;

если такой человек плохо воспитан, то он может стать авантю­ристом. Если он играет аморального типа, то он может навредить себе.
При непризнании претензий на особое положение он начинает вести себя демонстративно (отсюда название типа): разыгрывает сцены,
привлекает внимание к своей персоне, жалуется на черствость коллег и руководства.

Демонстративный тип хорош в рекламном бизнесе, в искусстве. В жизни очень важно, чтобы он играл роли положительных героев. Поэтому ему важно иметь при себе хорошего режиссера.

6. Психастенический характер (астения - слабость, вялость):

- добросовестный, пунктуальный, стремящийся к рационализму, к

анализу ситуации, тщательнейшему учету всех "за" и "против";

- недостатки психастеника связаны с его повышенной озабочен­ностью состоянием собственного здоровья. Отсюда нерешительность,
мнительность, угнетенность, отсутствие твердой позиции, застенчи­вость, слабая эмоциональность.

Психастенику, как утлому суденышку, неплохо иметь впереди се­бя мощный ледокол. Таким людям противопоказана администра­тивная работа. Они часто выбирают путь научных поисков в тиши кабинетов и библиотек.

7. Застревающий характер (противоположен лабильному):

волевой, пробивной, неторопливый в мыслях и действиях, пре­дельно аккуратный, склонный к наведению порядка, целеустремленный, все помнящий;

вместе с тем деспотичный в работе с людьми, властолюбивый, злопамятный (правда, не по умыслу, а по инерции), невосприимчив к новому, склонен к детализации, тугодум, медлительный в движениях. Может злоупотреблять властью, обидеть подчиненного, пренебречь критикой. При повторяющихся неприятностях может стать агрессив­ным, а при достижении хороших результатов возможно "головокру­жение от успехов".

Застревающий тип трудно поддается перевоспитанию, так как его недостатки являются следствием малой подвижности нервных процессов. Коллеги и подчиненные должны понимать это и набраться терпеливости и снисходительности.

8. Конформный характер:

- хорош тем, что его хозяин сознательно избегает ссор и кон­фликтов на работе и в семье (поддерживая тем самым здоровую, бла­гоприятную обстановку), старается особо не выделяться на фоне дру­гих сослуживцев (ориентируясь на среднестатистические ценности),
предпочитает регламентацию своих обязанностей;

- конформность превращается в недостаток, когда уступчивость касается принципиальных политических и нравственных ценностей.

Конформисты обычно лучше всего справляются с должностью заместителя начальника. Им противопоказана работа с самостоя­тельным принятием ответственных решений.

9. Циклоидный характер (от слова цикл, период):

- в фазе подъема - они творят чудеса;

- в фазе спада - они пассивны, медлительны, неуверенны в себе.
Длительность периодов спада и подъема может составлять от не­
скольких дней до месяца и более.

Циклоида не следует привлекать к работам, требующий равно­мерного темпа деятельности (например, на конвейере).

Способности

Способности - это свойство личности, проявляющееся в скоро­сти, результативности и качественном своеобразии (оригинальности) освоения деятельности и ее выполнения при минимальных энер­гетических затратах.

Актуализация способностей осуществляется с, помощью трех
психологических механизмов
:

· мотивационный механизм. Без мотива, без желания трудиться способности не будут реализованы;

· операционный механизм представляет собой набор операций (способов), с помощью которых осуществляется реализация цели дея­тельности в результат. Можно предположить, что само понятие "способности" происходит от термина "способ";

· функциональный (процессуальный) механизм обеспечивается качеством психических процессов, с помощью которых осуществляется
функционирование операций (лучшими способностями обладают те люди, у которых лучше развиты память, мышление, воображение и
другие психические процессы).

Виды способностей

1. Общие способности - это способности ко многим, разнообразным профессиям и видам деятельности.

2. Видовые (специальные) способности - это способности в специ­альных видах деятельности.

3. Специфические способности - это способности в узкой, специ­фичной, не похожей на другие деятельности.

Способности проявляются в деятельности и развиваются в про­цессе деятельности.

По уровню развития способностей различают:

· одаренность,

· та­лант

· гениальность.

Предпосылкой формирования способностей являются задатки.

Задатки - это анатомо-физиологические особенности человека (его мозга, нервной системы, анализаторов, особенностей кровоснабжения и т.д.), которые сформировались у него к моменту рождения: В кон­кретных социальных условиях задатки развиваются в способности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: