В обыденной жизни часто используется термин "личность'' применительно к человеку, который выделяется из массы других людей особыми, чаще всего положительными качествами.
Предполагается, что это понятие произошло от древнерусского слова "личина" которым называлась маска, надеваемая актером - скоморохом.
В зависимости от жизненных ролей человека складывается конкретный тип личности. Так, еще в 318 г. до новой эры древнегреческий ученый Теофаст написал трактат "Этические характеры" в котором было выделено более 30 личностных типов: болтун, льстец, хвастун, притворщик, скучный рассказчик и т.д. Позже предпринимались попытки установить связь личностного типа с физическим строением человеческого тела (рост, вес, физические недостатки и т.д.), с особенностями мимики, походки, жестов и даже с шишками на поверхности головы.
В современной психологии используются такие понятия, как человек, индивид, индивидуальность, личность.
Человек - это высшая ступень развития животного мира.
|
|
Индивид - это единичный представитель человеческого общества.
Индивидуальность - человек с неповторимым сочетанием психических особенностей.
Личность - конкретный человек (представитель конкретного класса, профессии, пола, возраста и т.д.),занимающийся конкретной деятельностью, имеющий индивидуальные особенности.
Психологические проявления личности определяются в известной мере биологическими предпосылками, т.е. полученными при рождении особенностями нервной системы, кровоснабжения, скелета и т.д.
Значительную роль играют социальные факторы, оказывающие большое влияние на формирование личности. Так, например, известен случай, когда два близнеца в раннем детстве попали в разные страны (один на Кубу, а второй - в Швецию) специфичные условия которых сформировали из одного экспансивного, темпераментного кубинца, а из второго - сдержанного, расчетливого скандинава.
Психический мир личности включает в себя психические свойства, процессы, образования и состояния.
Не менее важное значение для понимания личности имеют психические свойства, включающие: направленность личности, её характер, темперамент и способности.
Направленность личности
Для того чтобы жить и развиваться личности необходима активность. Без активности человек напоминает акулу, жабры которой так устроены, что без движения она задыхается. Активность всегда ориентирована, направлена на достижение конкретного результата, напоминает чем-то стрелку компаса.
Направленность - это свойство личности, проявляющееся в ориентации активности и выражающееся в потребностях, целях и мотивах деятельности и поведения.
|
|
Знание направленности позволяет понять и объяснить реальные поступки человека.
Источником активности личности являются потребности.
Потребность - это субъективное отражение человеком состояния нужды в чем-либо (как организма или личности).
Цель - это субъективная модель желаемого результата деятельности, конкретизированная в реальных условиях потребность.
Мотив - это побудительная сила человека (от французского motif - побуждение), существующая в форме сознательно принятого решения на выполнение конкретного целевого действия.
Темперамент
Психологи давно заметили, что одни люди бывают вспыльчивыми, другие - спокойными, третьи - уравновешенными, четвертые - инертными. Это означает, что у них разные темпераменты. Впервые описал виды темпераментов древнегреческий врач Гиппократ, но, к сожалению, он связывал различия в поведении с преобладанием в организме у конкретного человека различных жидкостей: крови, лимфы и желчи, что не подтвердилось наукой.
И.П.Павлов связал темперамент с проявлением в психической жизни типа нервной системы и, в частности, соотношения таких свойств процессов возбуждения и торможения как сипа, уравновешенность и подвижность.
Сила процессов возбуждения и торможения проявляется в работоспособности нервной системы.
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения проявляется при сравнении их силы.
Подвижность нервных процессов проявляется в скорости смены одного процесса другим.
Темперамент - это свойство личности, которое определяет динамические особенности (темп, скорость, интенсивность) психики.
В реальной жизни практически н е бывает ярко выраженных "чистых" видов темперамента. Так, например, человек может быть на 20% холериком и на 80% сангвиником.
Четыре основных вида темперамента не могут исчерпать все многообразие индивидуальных форм. Между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. К тому же нужно помнить, что особенности проявлений психики зависят не только от присущего данной личности типа, но и от мотивов, от складывающихся обстоятельств и воздействий, от состояний личности и организма.
Как следует из приведенных выше характеристик, каждому виду темперамента присущи свои достоинства и недостатки и нельзя делить темпераменты на хорошие и плохие. Просто для каждого темперамента нужно найти отведенную ему природой нишу.
Следует помнить также, что свойства нервной системы практически не меняются в процессе жизни человека. Но так как темперамент - это ограненные социальными условиями свойства нервной системы, то тренировкой и воспитанием можно корректировать (в известных пределах) его внешние проявления. Так, например, вспыльчивый холерик может научиться сдерживать себя, привыкнуть к самодисциплине, соблюдению режима дня и т.д.
Характер
Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "вмятина на монете". А так как вмятины на монетах имеют свойство сохраняться длительное время, то и термин "характер" относится не ко всяким, а лишь к устойчиво сохраняющимся проявлениям психики личности.
Характер - это свойство личности, определяющее её поведение и представляющее собой сочетание устойчивых черт, проявляющихся в типичных отношениях конкретного человека к другим людям, к себе, к труду и к окружающему миру.
Так, например:
По отношению к другим людям характер человека может быть добрым, общительным, требовательным, заботливым...
По отношению к самому себе - эгоистичным, альтруистичным...
По отношению к труду - трудолюбивым, ленивым... По отношению к окружающему миру - бережливым, скупым...
|
|
Характер может также быть:
по устойчивости - постоянным или непостоянным, по силе - сильным или слабым и т.д.
В последнее время часто говорят об акцентуированных характерах, т.е. о ярких разновидностях проявлений характера.
1. Гипертимный (сверхактивный) характер:
инициативный, доброжелательный, восторженно общительный,
оптимистичный, беззлобный, незлопамятный, жизнерадостный;
вместе с тем необязательный, ветреный, не терпит однообразия, зачастую не доводит дело до конца.
Гипертимов лучше всего использовать в сфере контактов с людьми для создания доброжелательной атмосферы в коллективе.
2. Аутичный характер (auto - замкнутый в себя):
хорошие специалисты, нацелены на работу и учебу, тактичны, самостоятельны, постоянны в дружбе, ненавязчивы, не выставляют
напоказ свой внутренний мир, рады встрече с себе подобными;
вместе с тем трудно входят в коллектив, трудно знакомятся с новыми людьми, чувствительны к обидам (но стараются это не показывать), малообщительны.
3. Аутисты - прекрасные подчиненные и специалисты, нуждающиеся в деликатном стиле руководства и общения.
4. Лабильный характер (labilis - нестойкий):
в хорошем доброжелательном коллективе и при хорошем интеллигентном начальнике такие люди являются прекрасными и преданными подчиненными, надежными друзьями;
однако при грубоватом, скупом на похвалу и слабо знающем психологию начальнике у лабилов расцветает уязвимость, повышенная
чувствительность к грубости, напряженность, преобладание плохого настроения, плаксивость, раздражительность. От прямолинейного "разноса" женщины-лабилы будут рыдать, а мужчины могут подать
заявление на увольнение.
Лабилам необходимо учиться оберегать свою слабую психику от дезорганизующих воздействий. Их желательно использовать в коллективах, которые славятся благоприятным психологическим kjiumo-том и во главе которых стоят опытные и тактичные начальники.
5. Демонстративный характер:
это "актер", любящий играть значимых людей, человек с низкой самокритичностью, ярким воображением, общительный и пользующийся популярностью, стремящийся к успеху и признанию своих способностей у окружающих. Быстро понимает требования конкретной
ситуации и легко подстраивается к ним;
|
|
если такой человек плохо воспитан, то он может стать авантюристом. Если он играет аморального типа, то он может навредить себе.
При непризнании претензий на особое положение он начинает вести себя демонстративно (отсюда название типа): разыгрывает сцены,
привлекает внимание к своей персоне, жалуется на черствость коллег и руководства.
Демонстративный тип хорош в рекламном бизнесе, в искусстве. В жизни очень важно, чтобы он играл роли положительных героев. Поэтому ему важно иметь при себе хорошего режиссера.
6. Психастенический характер (астения - слабость, вялость):
- добросовестный, пунктуальный, стремящийся к рационализму, к
анализу ситуации, тщательнейшему учету всех "за" и "против";
- недостатки психастеника связаны с его повышенной озабоченностью состоянием собственного здоровья. Отсюда нерешительность,
мнительность, угнетенность, отсутствие твердой позиции, застенчивость, слабая эмоциональность.
Психастенику, как утлому суденышку, неплохо иметь впереди себя мощный ледокол. Таким людям противопоказана административная работа. Они часто выбирают путь научных поисков в тиши кабинетов и библиотек.
7. Застревающий характер (противоположен лабильному):
волевой, пробивной, неторопливый в мыслях и действиях, предельно аккуратный, склонный к наведению порядка, целеустремленный, все помнящий;
вместе с тем деспотичный в работе с людьми, властолюбивый, злопамятный (правда, не по умыслу, а по инерции), невосприимчив к новому, склонен к детализации, тугодум, медлительный в движениях. Может злоупотреблять властью, обидеть подчиненного, пренебречь критикой. При повторяющихся неприятностях может стать агрессивным, а при достижении хороших результатов возможно "головокружение от успехов".
Застревающий тип трудно поддается перевоспитанию, так как его недостатки являются следствием малой подвижности нервных процессов. Коллеги и подчиненные должны понимать это и набраться терпеливости и снисходительности.
8. Конформный характер:
- хорош тем, что его хозяин сознательно избегает ссор и конфликтов на работе и в семье (поддерживая тем самым здоровую, благоприятную обстановку), старается особо не выделяться на фоне других сослуживцев (ориентируясь на среднестатистические ценности),
предпочитает регламентацию своих обязанностей;
- конформность превращается в недостаток, когда уступчивость касается принципиальных политических и нравственных ценностей.
Конформисты обычно лучше всего справляются с должностью заместителя начальника. Им противопоказана работа с самостоятельным принятием ответственных решений.
9. Циклоидный характер (от слова цикл, период):
- в фазе подъема - они творят чудеса;
- в фазе спада - они пассивны, медлительны, неуверенны в себе.
Длительность периодов спада и подъема может составлять от не
скольких дней до месяца и более.
Циклоида не следует привлекать к работам, требующий равномерного темпа деятельности (например, на конвейере).
Способности
Способности - это свойство личности, проявляющееся в скорости, результативности и качественном своеобразии (оригинальности) освоения деятельности и ее выполнения при минимальных энергетических затратах.
Актуализация способностей осуществляется с, помощью трех
психологических механизмов:
· мотивационный механизм. Без мотива, без желания трудиться способности не будут реализованы;
· операционный механизм представляет собой набор операций (способов), с помощью которых осуществляется реализация цели деятельности в результат. Можно предположить, что само понятие "способности" происходит от термина "способ";
· функциональный (процессуальный) механизм обеспечивается качеством психических процессов, с помощью которых осуществляется
функционирование операций (лучшими способностями обладают те люди, у которых лучше развиты память, мышление, воображение и
другие психические процессы).
Виды способностей
1. Общие способности - это способности ко многим, разнообразным профессиям и видам деятельности.
2. Видовые (специальные) способности - это способности в специальных видах деятельности.
3. Специфические способности - это способности в узкой, специфичной, не похожей на другие деятельности.
Способности проявляются в деятельности и развиваются в процессе деятельности.
По уровню развития способностей различают:
· одаренность,
· талант
· гениальность.
Предпосылкой формирования способностей являются задатки.
Задатки - это анатомо-физиологические особенности человека (его мозга, нервной системы, анализаторов, особенностей кровоснабжения и т.д.), которые сформировались у него к моменту рождения: В конкретных социальных условиях задатки развиваются в способности.