В октябре на Свердловской дороге планируется начать реставрацию узкоколейного плужного снегоочистителя типа «Союзторф». Он выпущен в середине 1930-х годов. Помимо этого найденного экземпляра в мире известен ещё один – в Переславском железнодорожном узле.
Такие снегоочистители работали на узкоколейках многих торфопредприятий до появления цельнометаллических версий. Обычно они представляли собой «самоделки» – изготавливались кустарным способом, на грузовых платформах, рамах тендеров паровозов и другого подвижного состава. Совершенно одинаковых моделей по этой причине не бывает. Возможны варианты с так называемыми «балконами» и без них, крупной и мелкой выстекловкой, разными кабинами. Но известно исследователям узкоколейных магистралей и несколько типовых проектов, в том числе Всесоюзного объединения торфяной промышленности.
К этому тресту относится и снегоочиститель, доставленный на СвЖД конце августа 2015 года из посёлка Васильевский Мох Тверской области. Как предполагает историк и исследователь узкоколейных железных дорог из Ярославля Сергей Дорожков, его изготовили в середине 1930-х годов. Определить точную дату затруднительно, поскольку документация по конкретному снегоочистителю не найдена. Но если предположения эксперта все же верны, то Свердловская магистраль получила редчайший экземпляр модификации «Союзторф».
– Образцы более поздних лет встречаются на различных узкоколейках, – пояснил начальник Свердловского центра научно-технической информации и библиотек Евгений Здоровенко.
– Но таких, как наш, в мире осталось лишь две единицы. В нём использован профиль иностранного производства 1920-х годов. Конструкция – с металлическими клёпаными частями, деревянной обвязкой и обшивкой кузова. Тем он и ценен: на его примере можно изучить довоенную путевую технику.
Команда умельцев Дорожного конструкторско-технологического бюро и Свердловской дистанции гражданских сооружений попробует восстановить снегоочиститель по эскизам, которые предоставил эксперт Сергей Дорожков. Это максимально близкий к оригиналу, но и трудный в исполнении вариант – с «балконами» и мелкой выстекловкой. Загвоздка в том, что на Васильевском промышленном предприятии железнодорожного транспорта вагон изменился до неузнаваемости. Виной тому капитальные ремонты 1960-х годов, 1972-го и 1991-го.
– У него была полностью срезана деревянная, то есть обзорная часть, – сообщил бригадир цеха специализированных работ Свердловской дистанции гражданских сооружений Антон Шарыпов, который ранее уже реставрировал вагон-мастерскую немецкого завода «Аммендорф».
– Ряд элементов у вагона зашит железом, покрыт металлокаркасом и отделан сварным уголком. Работы только начались. Мы зафиксировали на фото все детали и выполнили полный обмер. Потихонечку раскрываем вагон, чтобы докопаться до истинного вида. Старые напластования уже сняли. Процесс очень трудоёмкий, щепетильный.
Перед мастерами поставлена задача: отреставрировать раритетный снегоочиститель «Союзторф» до конца нынешнего года. Сроки – беспрецедентные. После окончания восстановительных работ вагон займёт место в экспозиции Музея узкоколейных железных дорог на Свердловской детской магистрали. Кстати, его агрегаты и механизмы будут действующими.
Евгений Невольниченко