На этот объект расходуются значительные средства, привлекаются крупные строительные организации, поскольку развитие станции имеет значение не только для неё самой, но и для всей Свердловской железной дороги.
фото: Никита Песоцкий
Как отмечают специалисты, после реконструкции здесь будут решены, в частности, и старые проблемы: недостаточная секционированность горловин парка приёма, что сейчас является причиной задержки поездов, а также простои составов и локомотивов на станции. Оставляла желать лучшего и полезная длина путей в парках. Так, в чётном парке прибытия из 12 путей только пять обеспечивают приём поездов унифицированной длины 1 050 метров.
План реконструкции учитывает, что интенсивность пассажирского и грузового движения по станции к моменту завершения работ вырастет. Реконструкция фактически идёт с 2003 года, когда были уложены два пути для транзитных поездов в чётный парк отправления. В 2012 году выполнены работы по переносу Южного пассажирского парка для освобождения площадки под строительство путей чётного парка прибытия и чётной горки. Объёмы перевозок постоянно растут, и надо хорошо представлять их перспективу. Ещё в ноябре 2016 года на совещании у вице-президента ОАО «РЖД» Павла Иванова соответствующий доклад сделал начальник Свердловской дирекции управления движением. Для изучения ситуации был представлен суточный план-график работы станции – как если бы её реконструкция уже состоялась. Оценивалась эффективность принятых проектных решений, которые направлены на обеспечение прогнозируемых объёмов переработки и перспективный план формирования поездов. А именно: приём поездов в переработку составит 86, транзитных – 28, отправление – 111 поездов.
Сейчас выполнение работ на станции находится примерно на трети объёма от плана. Ход строительства еженедельно рассматривается на оперативных штабах под председательством заместителя начальника Свердловской железной дороги по строительству.
– Целевая задача проекта – реконструкция основных элементов чётной сортировочной системы, обеспечивающих потребную пропускную и перерабатывающую способности станции: парка приёма, спускной части горки и выправка профиля путей сортировочного парка, – рассказал главный инженер станции Михаил Крижевских. – Вводимые мощности строительства составляют 10,9 км пути, 179 стрелок, которые включаются в ЭЦ на первых двух этапах.
В соответствии с разработкой проектировщика – ОАО «Уралгипротранс» – на 1-м и 2-м этапах реконструируются южная и северная секции путей парка приёма и спускной части соответствующих пучков сортировочной горки. На третьем этапе проходит реконструкция комплекса МПРВ, и 4-й этап – установка балочного заграждения – устройства с дистанционным управлением на путях в выходной горловине чётного сортировочного парка. Общая продолжительность строительства по плану и в соответствии с календарным графиком – 4,5 года. Самый длительный этап, первый – почти три года, самый короткий – четвёртый – восемь месяцев.
– При подготовке территории строительства пришлось сносить старые здания и сооружения, переустраивать сети связи общей протяжённостью 9,2 км, – рассказал и.о. начальника Свердловской дирекции по капитальному строительству Вячеслав Рыбин. – Для выполнения строительно-монтажных работ, начиная с 21 октября прошлого года, поэтапно закрывалось движение поездов путей чётного парка прибытия и части сортировочной горки станции Екатеринбург-Сортировочный.
К началу июля подрядная организация выполнила отсыпку земляного полотна: в чётном парке приёма – 130 тыс. м³, на Казанском подходе – 37 тыс. м³, на Кунгурском подходе – 38 тыс. м³, на служебном проезде – 32 тыс. м³. В большой степени готовности находятся: прокладка водопропускных труб, устройство путепровода и свайно-эстакадного моста. Предстоит завершить строительство зданий ПТО, табельной и насосной, здания в районе сортировочной горки: поста ГАЦ, административно-бытового комплекса, компрессорной станции, табельной. Предусматривается также переустройство сетей электроснабжения общей протяжённостью 4,2 км и установка пяти модульных зданий для временного размещения производственного персонала на период строительства.
На том же совещании у вице-президента ОАО «РЖД» предложено проработать варианты специализации путей чётного сортировочного парка станции Екатеринбург-Сортировочный – для обеспечения возможности параллельного роспуска вагонов. И разработать соответствующий технологический график работы чётной сортировочной системы, предусматривающий такой роспуск.
Определённую часть перевозочной нагрузки на период закрытия для движения путей на станции Екатеринбург-Сортировочный взяла на себя другая станция – Седельниково. В связи с тем, что через неё увеличился поездопоток, пришлось пересмотреть технологию её работы.
При реконструкции также берётся во внимание и то, что в ОАО «РЖД» проходят структурные преобразования в части вывода вагоноремонтного комплекса в дочерние предприятия ОАО «РЖД». В связи с этим необходимость реализации и глубина финансовой вовлечённости железной дороги в третий этап реконструкции чётной сортировочной системы определятся, исходя из потребных объёмов ремонта вагонов за счёт средств заинтересованного балансодержателя.
Владимир Андреев