Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности в социуме(человека, индивида).
Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож.
Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.
Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:
§ самосознание (самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».)
§ направленность личности (влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности; желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному; стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента; интерес — познавательная форма направленности на предметы; склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента; идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности; мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением)
|
|
§ темперамент и характер (индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента; черты личности, акцентуации)
§ психические процессы и состояния;
§ способности и задатки (это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.)
§ психический опыт личности.
Анализ правоохранительной деятельности позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.
|
|
I фактор - высокий уровень социализации личности юриста.
- - высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);
- - доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной;
- - честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;
- - ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.
II фактор - эмоционально-волевая устойчивость личности юриста.
- - высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок,
- - высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание,
- -развитые адаптивные свойства нервной системы
III фактор - познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития.
- - развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;
- - глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;
- - широкий кругозор, эрудированность;- развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;- емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;- высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.
IV фактор - коммуникативная компетентность юриста.
- - способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;- проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;- свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;
- - развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;- вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);
- - адекватная самооценка;- чувство юмора.
V фактор - организаторские способности.
- - самостоятельность, инициативность, предприимчивость;
- - настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения;
- - высокая стрессоустойчивость;- чувство ответственности за свои действия;
- - умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;- умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и "заряжать" своей энергией.