double arrow

Тема 5. Психология личности


Общее понятие о личности

Человеческая личность - сложное, уникальное и многогранное понятие, рассматривается оно с точки зрения философии и психологии.

Одна из главных тайн человека - тайна челове­ческой личности. Философы считают личность выс­шей ступенью эволюции человека как духовно-теле­сного существа. В трудах философов личность пред­стает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и об­щности (социализации).

В философии определились следующие черты личности:

1) способность к «трансцендированию», т.е. к вы­ходу за собственные пределы; способность отка­заться, «освободиться» от своего «я», чтобы от­крыться другому;

2) способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения. Понять - значит, простить. Личность всегда склонна не к осуждению, а к проще­нию другого. Личность пытается найти вину в себе, а не в другом;

3) способность взять на себя ответственность за судьбу другого, разделить с ним его огорчения, ра­дости и заботы.

Основные разделы психологии личности:

• диагностика;

внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля;

строение личности (мотивационная сфера);

развитие личности.

Основные тестовые методы исследования личности:

суррогатный;

популярный, непригодный для глубокого анализа;

субъективный.

Однофакторные опросники легко просчитываются испытуемым. Многофакторные - более совершен­ные. Фактор - глубинная черта в основе поверхност­ных (Кеттел).

Концепции развития личности

Теория личности З.Фрейда

Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движу­щих силах развития личности, то следует выделить биогенетическую и социогенетическую концепции психического развития личности.

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие человека определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором.

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей среды. Социогенетики игнорируют собственную активность развивающегося человека. Они отводят человеку пассивную роль существа, ко­торый только приспосабливается к окружающей сре­де. Активность личности обусловливается совокуп­ностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных моти­вов к деятельности. Потребности не могут удовлетво­ряться немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения нужны материальные средства, оп­ределенный уровень подготовки личности к деятель­ности, знания, опыт, умения и т.п. Отсюда следует, что движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Развитие личности - это общественно обуслов­ленный процесс, ведущая роль в формировании лич­ности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее - воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество.

В исследовании проблемы личности психология опирается на положения философов. Психологию ин­тересуют вопросы структуры личности, ее развития. Фрейд полагал, что развитие психики - это приспо­собление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бес­сознательные влечения.

По Фрейду, психика состоит из трех слоев — созна­тельного, предсознательного и бессознательного, где и есть основные структуры личности. Им выделено три части в структуре личности: 1) ид; 2) эго; 3) супер-эго.

Ид располагается в бессознательном слое структу­ры личности, которая является энергетической осно­вой психического развития, так как в ней расположе­ны врожденные влечения, которые стремятся к свое­му удовлетворению. Фрейд полагал, что существуют два основных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Вторая структура личности - эго - тоже врож­денная. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужает­ся. Со временем человек начинает осознавать грани­цу между собой и окружающим миром, сужая свое «я» до объема эго.

Третья структура личности - супер-эго. Она формируется в процессе жизни ребенка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и ка­чества которого и становятся содержанием супер-эго.

Между этими тремя структурами личности сущест­вует неустойчивое равновесие, так как направления их развития противоположны друг другу.

Теории личности К. Юнга и А.Адлера

Теория К.Г. Юнга, которая получила название «ана­литическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т.д.

К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной пси­хической энергией, которая может принимать различ­ные формы. Он возражал против символической ин­терпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за сим­воликой человека вглубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательно­го; 2) индивидуального бессознательного; 3) созна­ния.

Коллективное бессознательное - это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые ор­ганизуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Са­мость.

Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное воспри­ятие собственной личности. Персона - эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хо­тим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т.д. Тень - центр личного бессознательного. Она соби­рает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Са­мость - центральный архетип всей личности. С точ­ки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».

А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в лич­ности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирую­щее социальные контакты и ориентацию на других людей, - это и есть главная сила, которая определя­ет поведение и жизнь человека.

«Я» согласно Адлеру представляет собой субъек­тивную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмыс­ливая жизненный опыт человека и придавая ему раз­личный смысл. Его теория состоит из основных поло­жений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и ком­пенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жиз­ни; 6) творческого «я».

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и буду­щее такими, какие они есть. Большое значение в формировании структуры личности играют семья че­ловека, друзья и т.д. Стиль жизни человека связан с чувством общности (это стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни).

Чувства неполноценности и стремления к превос­ходству - источники энергии личности, необходимой для ее развития.

Эмоции

Эмоции - это специфические переживания чело­века, которые связаны с его потребностями, интере­сами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от по­лученного результата. Это психологическое состоя­ние человека, зависящее от его физических и психи­ческих чувств, а также от того, как идет процесс удов­летворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут все­цело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.

Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое с течением времени, иногда - в пря­мую противоположность.

Эмоции - особые внутренние ощущения, но их не­льзя соединить с понятием ощущения. Они, в отличие от ощущений, характеризуют не объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собст­венные психологические и физические состояния. Эмоции не имеют предметной отнесенности. Эмоции характеризуют не данный момент (событие или явле­ние), а наше собственное внутреннее состояние, воз­никающее в результате его восприятия в связи с оп­ределенными потребностями и интересами. Эмоции имеют временные, закономерные, периодические изменения. Качество эмоциональных переживаний определяется именно актуальными потребностями и интересами человека. Эмоции - это индивидуаль­ные, личностные особенности человека.

Эмоциональные состояния - это психические состояния, которые возникают в процессе жизнеде­ятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функ­циональные состояния), но и направленность поведе­ния. Так, например, агрессивно-оборонительное по­ведение провоцируется эмоцией гнева или активизи­рующего страха, а пассивно-оборонительное поведе­ние — эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориенти­ровочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т.д.

Основные эмоциональные состояния, выделяе­мые в психологии:

радость (удовлетворение, веселье);

грусть (апатия, печаль, депрессия);

гнев (агрессия, озлобление);

страх (тревога, испуг);

удивление (любопытство);

отвращение (презрение).

Потребность и мотивация

Мотивация - основа жизни и деятельности всех живых организмов. Она представляет собой опреде­ленную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, состав­ляющих сущность мотивации.Потребность в этом случае принимается как состояние организма, кото­рый испытывает нужду в необходимом для его суще­ствования и развития.

Основной источник мотивации живых су­ществ - нарушение гомеостаза со средой. Разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мо­тивацией, стимулирует актуализация потребностей и мотивов. Стимулом может быть и внешний, и внут­ренний побудитель.

Воздействуя на человека, предметы вызывают у че­ловека потребности - энергетические заряды, кото­рые аккумулируют напряжение, в этом состоянии че­ловек пытается разрядиться, т.е. удовлетворить свои собственные потребности. Именно актуализирован­ная потребность и есть энергия, которая питает раз­нообразную деятельность, в том числе и познава­тельную. Пока потребность не удовлетворена полно­стью, она продолжает поставлять энергию.

Анализ структуры мотивационной сферы позволя­ет выделить биологические и социальные потребнос­ти и мотивы. Первыми в фило- и онтогенезе появля­ются связанные с жизнедеятельностью организма биологические потребности. У детей 1,5-2 месяцев зарождается и социальная мотивация.

Важнейшей закономерностью в развитии мотива­ции является переход от знаемых к реально действующим мотивам - именно этот процесс определяет социализацию человека.

Ситуативное развитие потребностей -важный момент в развитии мотивации, так как новый объект, который попадает в значимую ситуацию, приобретает движущую силу и трансформируется в предмет удов­летворения потребностей.

Социальные потребности развиваются и прояв­ляются двумя путями:

· на основе поступенчатого изменения содержания естественной мотивации;

· путем ассоциации нейтрального и значимого сти­мулов.

Не все мотивы и потребности становятся значимы­ми в активации деятельности, так как мотивационная сфера имеет четкую структуру и иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, а другие лишь исполняют вспомогательную функцию. Обычно ведущих мотивов несколько.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Его учение называется иерархической теорией потреб­ностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем поряд­ке от низших биологических до высших духовных (Рис.2).

1. Физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пише, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предох­ранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая без­опасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в зав­трашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, потреб­ности в определенном постоянстве и регулярностиокружающего социума, например в безопасности на улицах, отсутствии войн и конфликтов, а также стремлении избежать несправедливого обра­щения. Экономическая безопасность - потребность в гарантиро­ванной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что чело­век - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлеж­ности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что чело­веку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничест­ву относятся именно сюда.

5.

Рис.2. В пирамиде Маслоу число людей, нуждающихся в удовлетворении потребностей данного типа, по мере продвижения наверх уменьшается

Духовные потребности - это стремление к самореализации, необходимость выразить через творческую активность все, на что способен человек. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их ос­новными, или базисными потребностями, а за их роль в стимули­ровании человеческой деятельности - мотивационными перемен­ными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врожден­ными), три других — вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления - это процесс возвышения потребно­стей, т.е. замещения

первичных вторичными.

Отечественные психологи, в частности А. В. Петровский, совер­шенно правильно полагают, что высшая, пятая, потребность - в самореализации это по существу потребность индивида стать личностью. Известны эксперименты, убедительно доказывающие его правоту.

Пружиной, своеобразным мотором, приводящим потребности в движение, выступает принцип иерархии. Согласно ему, потреб­ности каждого нового уровня становятся актуальными (насущны­ми), заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего.

Понятие воли

Воля - сложнейшее явление в человеческой пси­хологии, но его можно определить через характерис­тику или описанием соответствующих явлений с раз­ных сторон.

Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управ­лять психологическими явлениями и поведением че­ловека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его со­знанием, мышлением.

Воля - высший уровень регуляции поведения че­ловека. Это то, благодаря чему возможно ставить пе­ред собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препят­ствия. Благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью вы­бирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ - воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля - субъективное явление, которое не имеет определен­ных внешних проявлений и физиологических призна­ков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознатель­ное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возника­ющие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Ни одна более или менее сложная жизненная про­блема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успе­хов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Темперамент

Темперамент - это совокупность устойчивых, ин­дивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил на­звания типов телосложения человека, которые впо­следствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов.

Выделяются три сферы проявления темперамен­та: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств челове­ка, благодаря которым складывается личность. Буду­чи одной из самых ранних по происхождению и про­стых по структуре форм высшего психического син­теза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

В большинстве классификаций и теорий темпера­мента присутствуют два его компонента. 1. Актив­ность (энергичность) - количество энергии, заложен­ное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2. Эмоциональность (эмоцио­нальный фон) - сила и разнообразие типичных эмо­циональных переживаний человека.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов. Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности по­ведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы:

силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов;

2) четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности:

сильный, урав­новешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.

Им, соответственно, отвечают темперамент сангви­ника, флегматика, холерика и меланхолика. Уравно­вешенность характеризуется соотношением процес­сов возбуждения и торможения в нервной системе человека и его поведении.

Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрез­мерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность. Холерик - человек с гипербыст­рой реакцией, с высоким типом деятельности, с вы­сокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик не­уравновешен и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человек с замедленными реакциями - флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически урав­новешен. Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пас­сивном состоянии.

Темперамент относительно устойчив и мало подвер­жен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамен­та могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факто­ров среды и воспитательных воздействий.

Характер

Характер - это совокупность основных черт лич­ности, от которых зависят формы социального пове­дения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер прояв­ляется в человеческих отношениях. Характер и тем­перамент различны.

Основные их отличия состоят в следующем:

1) темперамент человека - врожденный, а характер приобретается на протяжении всей жизни;

2) темпе­рамент основан на биологических особенностях че­ловека, а характер — на социальных предпосылках (условиях);

3) темперамент определяет лишь дина­мические особенности, а характер — ценностное и моральное содержание поступков человека, типы и черты характера поддаются ценностной оценке.

Характер человека имеет определенную структуру и состоит из нескольких групп черт личности. Среди них можно выделить: первичные; вторичные; дело­вые; коммуникативные; мотивационные; инструмен­тальные; нормальные; аномальные черты характера.

Первичные черты характера появляются раньше других в процессе развития человека, и на их основе формируются другие черты характера. Позднее фор­мируются и развиваются вторичные черты, так как для их появления нужна определенная основа. Иног­да данные черты называются базисными и ситуаци­онными.

Деловые черты проявляются в работе, при выпол­нении определенного задания, не связанного с обще­нием с окружающими. В противоположность им - коммуникативные, которые проявляются в общении. От мотивационных черт зависят активность и направленность поведения. Инструментальные черты придают поведению человека тот или иной стиль, по­буждают людей в различных жизненных ситуациях вести себя по-разному. Нормальные черты - те черты, которые есть у психологически здоровых лю­дей, аномальные свойственны людям с определенны­ми заболеваниями.

Под типологией характеров понимается класси­фикация типов характеров, которые частично встре­чаются у людей. Тип характера предполагает устой­чивое сочетание черт характера. Следует заметить, что существует не только множество различных черт характеров, но и немалое количество всевозможных типов.

Способ построения типологии состоит в наблюде­нии достаточно большого количества людей, внима­тельном изучении их характеров и разделении этих характеров на группы. Такая типология характеров фактически отражает типичные характеры, встречающиеся у той группы, за которой велось наблюдение.

Существует второй способ типологизации - люди делятся на группы на основании каких-либо хорошо классифицируемых признаков, а затем изучаются ха­рактеры людей, входящих в группы. Эти особенности и представляют в обобщенном виде типологию ха­рактеров. Иногда типологии создаются чисто теоре­тическим, умозрительным путем, опираясь на соот­ветствующие представления о личности. Недостаток подхода состоит в том, что он не соответствует ре­альной жизни.

Существуют типологии характеров Э. Кречмера, Э. Фромма, К. Мотарда, А. Личко и др.


Сейчас читают про: