double arrow

Выполнение систематики цветов

Систематика цветов – упорядочение совокупности цветов по основным характеристикам (насыщенности, светлоте, цветовому тону), а также по парам несобственных качеств (легкие/тяжелые цвета, звонкие/глухие цвета, отступающие/выступающие цвета, холодные/теплые цвета). Наиболее популярны систематики цветов в виде цветовых кругов.

Самой простой систематикой было расположение цветов в том порядке, в каком они находятся в спектре, и выделение в этом порядке определенной последовательности. Такая попытка была сделана И. Ньютоном после того, как он получил спектр путем разложения белого цвета. Эти цвета Ньютон разделил на однородные, первичные или простые, которые вызываются лучами одинаковой преломляемости, и неоднородные или производные, ощущение которых вызывается лучами различной преломляемости.

Спектр послужил также основой для систематики цветов в виде круга и треугольника. Идея графического выражения системы цветов в виде замкнутой фигуры была подсказана тем, что концы спектра имеют тенденцию сомкнуться – синий конец через фиолетовый переходит в пурпурный, а красный также приближается к пурпурному. В принципе расположение цветов в треугольнике ничем не отличается от расположения их по кругу, так как треугольник вписывается в круг. В вершинах треугольника располагаются так называемые основные, или «первичные», чистые цвета: красный, желтый, синий.

Смешивая их попарно, можно получить «вторичные», или смешанные, цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Смешение можно продолжать и далее и получить таким образом, в конечном итоге, цветовой круг. Если в треугольнике провести биссектрисы, а в круге диаметры, то на их противоположных концах будут лежать взаимодополнительные цвета.

Цветовые круг и треугольник обладают и еще одним свойством: оптическое смешение трех основных цветов дает в итоге белый, а при механическом смешении соответствующих красок на палитре – черный или темно-серый цвет. Таким образом, три основных цвета при смешении дают ахроматический; но так как каждые два основных цвета могут быть представлены в смеси (например, красный и желтый - в оранжевом), то белый (=ахроматический) можно получить смешением и двух диаметрально противоположных цветов цветового круга.

В 1772 году немецким ученым Ламбертом (1728 г. – 1777 г.) была предложена систематизация цветов в виде пирамиды, приблизительно отображающей изменения цвета также по светлоте и насыщенности.


Систематика Ф.О.Рунге

Филипп Отто Рунге (1777 г. - 1810 г.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.

На линии экватора Ф.Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном — черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета. Ф.Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием.

Систематика А.Манселла

Альберт Генри Манселл (1859 г. – 1918 г.) был художником и преподавателем живописи, имел естественно-научное образование, полученное благодаря работе у известного американского физика О. Руда.

Чтобы систематизировать цвета в трехмерном пространстве, он взял за основу цветовой шар Ф.Рунге, а обозначения трех основных переменных по Г.Л.Ф.Гельмгольцу: цветовой тон, светлота и насыщенность. Основу модели составляет цветовой круг, представляющий собой спектр, который делится на пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый и промежуточные между ними; всего, таким образом, у него получилось десять цветовых тонов.

Другое изменение цвета представляет количественную характеристику, показывающую, насколько тот или иной цвет светлее или темнее. Эти изменения лежат вдоль вертикальной оси, перпендикулярной цветовому кругу, и обозначаются цифрой 0 на одном полюсе и цифрой 10 – на другом, образуя девять градаций светлоты. При этом белый и черный А.Манселл выносит за пределы схемы.

Будучи художником-практиком, А.Манселл учел, что цвета и тем более реальные краски, для систематизации которых он и придумывал свое цветовое тело, не могут быть одинаковой светлоты при максимальной насыщенности. Желтый насыщенный цвет всегда будет светлее зеленого насыщенного, а фиолетовый насыщенный всегда будет темнее красного насыщенного. Поэтому самые насыщенные цвета лежат на разных уровнях, а по экватору расположены цвета одной светлоты. При этом число светлотных градаций для каждого цвета – не одинаково, векторы светлоты имеют разную длину. В результате цветовое пространство (цветовое тело) А.Манселла имеет сложную, несимметричную форму.

Атлас А.Манселла состоит из десяти таблиц, и каждая из них имеет один цветовой тон, модифицированный по светлоте и насыщенности. Для практического применения таблицы были сброшюрованы в альбом.


2. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ

 

Выполнение систематики цветов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: