Дисциплина «Административное право» рассчитана на подготовку бакалавров по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Дисциплина «Административное право» взаимосвязана с дисциплинами первой ступени: «Конституционное право», «Теория государства и права», «Гражданское право», «Иностранный язык в юриспруденции». В рамках реализации учебного плана дисциплина «Административное право» взаимосвязана с дисциплинами: «Финансовое право», «Земельное право». «Экологическое право», «Трудовое право», «Семейное право».
2.1. Цикл учебного плана
Учебная дисциплина отнесена к дисциплинам основной части профессионального цикла дисциплин.
2.2 Место учебной дисциплины в структурно-логической схеме
Учебная дисциплина реализуется в семестрах согласно учебным планам по формам обучения.
Изучению учебной дисциплины предшествует обязательное изучение следующих дисциплин и практик:
№ п/п | Наименование предшествующих дисциплин, практик | № разделов и тем |
1. | Теория государства и права | все разделы |
2. | Конституционное право Российской Федерации | все разделы |
3. | Гражданское право | все разделы |
4. | Иностранный язык в юриспруденции | все разделы |
|
|
Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение студентом следующих учебных дисциплин и практик:
№ п/п | Наименование последующих дисциплин, практик | № разделов и тем |
1. | Финансовое право | все разделы |
2. | Земельное право | все разделы |
3. | Экологическое право | все разделы |
4. | Трудовое право | все разделы |
5. | Семейное право | все разделы |
3. Требования к результатам освоения программы бакалавриата (ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 – юриспруденция )
3.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2);
- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);
- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
|
|
- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).
3.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и административно-правовые акты в части, касающейся деятельности исполнительной власти, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
- способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
- способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);
- способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
- способностью владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7).
3.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
нормотворческая деятельность:
способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
правоприменительная деятельность:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4);
способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
участием в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способностью осуществлять предупреждение административных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
экспертно-консультационная деятельность:
готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных административно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
|
|
способностью толковать нормативные административно-правовые акты (ПК-15);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
3.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения этой программы.
3.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
3.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
3.8. В Приказе Министерства образования и науки №1511 от 01.12.2011 об утверждении ФГОС (бакалавриат) представлена характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата:
4. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата включает:
разработку и реализацию административно-правовых норм;
обеспечение законности и правопорядка.
4.1. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата являются:
общественные отношения в сфере реализации административно-правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
нормотворческая;
правоприменительная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
|
|
4.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
нормотворческая деятельность:
разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;
правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов
5. Перечень компетенций, планируемых результатов обучения по дисциплине Административное право, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы и этапы их формирования.
Рабочая программа дисциплины Административное право определяет перечень планируемых результатов обучения по дисциплине Административное право, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций | |
код | наименование | |
ОПК-1 | Способен соблюдать законодательство Российской Федерации, в части, касающейся деятельности исполнительной власти, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; | Обладает развитым правосознанием, основанным на знании Конституции и законодательства РФ, способен применять на практике основополагающие принципы и нормы основного закона страны, общепризнанные принципы и нормы административного права. |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | - Место и роль административного права в юридической науке и практике; - Мировоззренческие и методологические основы отечественного и зарубежного административизма; - Общие закономерности возникновения, развития и функционирования учений о государственно-управленческой деятельности, федерализме, парламентаризме, народовластии и т.д. - Общепризнанные принципы и нормы административного права, в свете принципов Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции прав человека и основных свобод; - Федеральное законодательство в области защиты прав и свобод человека и практику его применения в административно-юрисдикционной деятельности. | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | -оценивать с административно-правовых позиций различные виды профессиональной деятельности (нормотворческую, правоприменительную, экспертно-консультативную, педагогическую); - использовать приобретённые знания для анализа развития административного процесса в РФ и зарубежных государствах; -Применять полученные практические знания в области административного права для защиты прав и свобод человека, функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, осуществления административно-юрисдикционной деятельности и т.д.; –Применять общепризнанные принципы и нормы административного права в своей деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина; | |
Умеет на основе имеющихся знаний в области отечественного и зарубежного административного права, общепризнанных принципов и норм международного права оценивать различные явления и процессы, происходящие в государстве и обществе, делать из них правильные выводы для практической работы | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | – Навыками профессиональной деятельности в области защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, организации деятельности и органов исполнительной власти; – Методикой (технологией) реализации идей народовластия¸ защиты прав человека, законности и др.; - технологиями подготовки обращений в Европейский Суд по правам человека и другие международные органы по защите законных прав и интересов граждан. | |
ОК-1 | Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | На основе знаний общих закономерностей возникновения, развития и функционирования учений о государственном управлении, федерализме и народовластии формирует свои мировоззренческие позиции и правовую культуру |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | - Мировоззренческие и методологические основы отечественного и зарубежного административизма; – Основные закономерности возникновения, функционирования и развития исполнительной власти, исторические типы и формы органов исполнительной власти и ее функции; – Основные направления развития отечественной и зарубежной науки в области проблем системы органов исполнительной власти; – Механизм государственного управления в узком понимании, систему административного права, механизм и средства административно- правового регулирования, реализации права; – Роль государственного управления в узком понимании, в политической системе общества, в общественной жизни; - Методологические основы научного понимания государственно-правовых явлений в сфере деятельности органов исполнительной власти; - Этапы становления и развития политико-правовой идеологии в сфере государственного управления; –Особенности взаимосвязи и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также их взаимосвязь с экономическими и социально-политическими явлениями в обществе | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | - Оперировать юридическими понятиями и категориями; – Применять полученные теоретические знания для обобщения и оценки практики в административно-юрисдикционной деятельности и делать правильные выводы относительно деятельности должностных лиц органов исполнительной власти; – Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними административно- правовые отношения; –Анализировать, толковать и правильно применять административно-правовые нормы; –Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - Выявлять и решать разнообразные проблемы как теоретического, так и практического характера, касающиеся развития системы исполнительной власти; | |
Умеет последовательно воспринимать и оценивать различные тенденции развития административного права и способен реализовать его основных положений в процессе формирования вертикали исполнительной власти | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | - Навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, административно-правовых норм и административно- правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - Навыками анализа правоприменительной и правоохранительной административно-юрисдикционной деятельности; -Методами применения полученных знаний для понимания закономерностей развития вертикали исполнительной власти; -Способностью использовать полученные знания в процессе правотворчества, правоприменения и научно-исследовательской работы | |
ПК-3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Обладает знаниями и навыками, основанными на Конституции РФ и административном праве в области правоприменения, соблюдения действующего законодательства РФ; способен потребовать от других соблюдения Конституции и законов |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | - Конституцию РФ и административное законодательство, в т.ч. в сфере защиты прав человека; – Субъекты права законодательной инициативы и порядок законотворческой и правотворческой деятельности в РФ; -Правовую процедуру принятия административно-правовых актов в РФ; –Современные проблемы развития административного нормотворчества и тенденции развития юридической техники. | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | - Применять полученные знания, в т.ч. защиты прав человека на практике; - Оценить административно-правовой акт на предмет его соответствия Конституции РФ; - Осуществлять правовой мониторинг текущего законодательства с учётом норм административного права | |
Умеет последовательно отстаивать (защищать) права и свободы человека, в том числе в процессе профессиональной административно-юрисдикционной деятельности на рабочем месте, опираясь на Конституцию и законодательство России, решения Конституционного Суда РФ. | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | - Навыками контроля за соблюдением правовой процедуры административно-юрисдикционнойдеятельности органов исполнительной власти; - Основами правотворческой деятельности на местном, региональном и федеральном уровне; -Технологией обращения в международно-правовые органы по защите прав граждан.; | |
ПК-5 | Способен применять административные нормативно-правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной административно-юрисдикционной деятельности | Способен реализовать материальные и процессуальные административно-правовые нормы в точном соотвтетствие с законодательством |
В области знания и понимания (А) | ||
Знать | -Материальные и процессуальные административно-правовые нормы, защищающие права и свободы человека; - Текущее отечественное и зарубежное законодательство в области проблем административной ответственности; -Систему прав человека, установленную Европейской Конвенцией по защите прав человека и основных свобод и Конституцией РФ; – Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека | |
В области интеллектуальных навыков (В) | ||
Уметь | - Оценить юридические последствия в области нарушения прав человека государственными и муниципальными органами; -Отстаивать материальные и процессуальные права административно-правовые нормы, связанные с правовым положением личности; -Разработать и внести предложения по восстановлению законных прав и интересов граждан; –Разрабатывать и оценивать стратегии решения проблемы или достижения результата с использованием механизмов административно- правого регулирования (в том числе, способность идентифицировать и диагностировать проблему, выработать альтернативные способы ее решений, разработать план действий и его реализовать). | |
Умеет последовательно отстаивать свою точку зрения в процессе подготовки правовых решений и осуществления юридических действий, опираясь на Конституцию РФ, Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, федеральное административное законодательство | ||
В области практических навыков (С) | ||
Владеть | - Навыками принятия решения по применению административно-правовых норм в конкретных ситуациях; – Технологиями обучения подчинённых (сотрудников) точному соблюдению Конституции, действующего административно-правового законодательства; – Правозащитной практикой в сфере административно-юрисдикционной деятельности. |