Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой̆ «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой̆ природы, понятьхарактер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка — разговорного и письменного, — вот это и будет интеллигентный̆ человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей̆: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя. (Д.С. Лихачев)

1. Данный фрагмент текста относится к публицистическому стилю. Язык текста выполняет воздействующую функцию.

2. Этот фрагмент текста представляет собой отрывок 12 письма, опубликованного Д.С. Лихачевым.

3. Можно отметить такие стилевые черты, как общедоступность, образность, оценочность, логичность, полемический характер, экспрессивность. Изложение носит побудительный характер.

4. Широко представлена общекнижная понятийная лексика, в том числе слова общественно-политического звучания, например: образованность, интеллигентного, а также морально-этические слова: уважительно, скромно, ответственность.

5. Эмоциональная лексика выражена следующими словами: равнодушие, злорадство и пр.

6. В тексте употребляются фразеологизмы, например: войти в положение.

7. Грамматические особенности представлены всеми тремя уровнями.

Словообразовательный уровень:

В тексте широко используются слова, образованные от иностранных слов, например: классиков, характер, индивидуальность и пр.

Морфологический уровень:

Характерным морфологическим признаком является употребление единственного числа имени существительного в значении множественного (человек). Частое употребление родительного падежа, например: у него, образования, человека и пр. Большинство глаголов употреблены в настоящем времени: спорить, вести, беречь и пр.

Синтаксический уровень:

В этом отрывке используется монологическая речь. Все предложения повествовательные.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: