Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого)

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?
После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
• мещанство - "О дряни", "Хулиган", "Даешь изящную жизнь", "Маруся отравилась", "Стабилизация быта", "Старое и новое" и др.;
• бюрократизм-"Прозаседавшиеся", "Бюрократиада", "Бумажные ужасы", "Товарищ Иванов", "Баллада о бюрократе и робкоре" и др.;
• капиталистическое окружение - "Как работает республика демократическая?", "Моя речь на Генуэзской конференции" и др.
Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. " Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается"(1923) - так назвал он один из сборников своих стихов.
Остановимся более подробно на стихотворении "О дряни". В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа.
Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.
Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний "уют" с учетом современных "веяний". Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе "галифища", она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и "галифища", и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета "Известия" на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как "товарищ Надя". Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал "мурло мещанина", узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит "от самовара разморясь", а жена его собирается "фигурять в свете", на газете "Известия" греется котенок, а под потолком верещит "оголтелая канареица". Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот
Да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните -
Чтоб коммунизм
Канарейками не был побит!"

 

Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
В 1922 году в "Известиях" было напечатано сатирическое стихотворение "Прозаседавшиеся". Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, "разрываются" пополам,, и уже "людей половины" присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:
"О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

 

Художественными "помощниками" Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:
• гиперболизация;
• гротеск;
• использование фантастического и невозможного.
Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: