Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада - I, IV и V [1]. Эти трезвучия называются главными потому что они:

- отражают ладовый характер звучания (в натуральном мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные);

- играют ведущую роль в гармонизации мелодии (подборе аккомпанемента).

Таких трезвучий три: тоническое, субдоминантовое и доминантовое. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

1. Тоническое трезвучие – строится на I ступени. Оно обознается Т53 или t53.

Обращения тонического трезвучия:

- Т6 или t6 - тонический секстаккорд - строится на III ступени

- Т64 или t64 - тонический квартсекстаккорд - строится на V ступени

 

2. Субдоминантовое трезвучие – строится на IV ступени. Обозначается S53 (s53).

Обращения субдоминантового трезвучия:

- S6 или s6 - субдоминантовый секстаккорд - строится на VI ступени

- S64 - субдоминантовый квартсекстаккорд - строится на I ступени

 

3. Доминантовое трезвучие – строится на V ступени. Обозначается D53. Трезвучие строится в натуральном мажоре и чаще всего в гармоническом миноре, поэтому оно и в мажоре, и в миноре мажорное.

Обращения доминантового трезвучия:

- D6 - доминантовый секстаккорд- строится на VII (в мажоре) или VII# (в миноре) ступенях.

- D64 - доминантовый квартсекстаккорд - строится на II ступени

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Секстаккорды и квартсекстакорды – это ОБРАЩЕНИЯ трезвучий, т.е. в них входят такие же ступени, как и в трезвучие. Например, в S64 будут входить I, IV и VI (таблицу читаем снизу вверх, если наверху ступени «заканчиваются», продолжаем читать снова снизу)

Пример трезвучий с обращениями:

 


[1] Все остальные из основных трезвучий лада называются ПОБОЧНЫМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: