Главные трезвучия лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада - I, IV и V [1]. Эти трезвучия называются главными потому что они:
- отражают ладовый характер звучания (в натуральном мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные);
- играют ведущую роль в гармонизации мелодии (подборе аккомпанемента).
Таких трезвучий три: тоническое, субдоминантовое и доминантовое. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.
1. Тоническое трезвучие – строится на I ступени. Оно обознается Т53 или t53.
Обращения тонического трезвучия:
- Т6 или t6 - тонический секстаккорд - строится на III ступени
- Т64 или t64 - тонический квартсекстаккорд - строится на V ступени
2. Субдоминантовое трезвучие – строится на IV ступени. Обозначается S53 (s53).
Обращения субдоминантового трезвучия:
- S6 или s6 - субдоминантовый секстаккорд - строится на VI ступени
- S64 - субдоминантовый квартсекстаккорд - строится на I ступени
3. Доминантовое трезвучие – строится на V ступени. Обозначается D53. Трезвучие строится в натуральном мажоре и чаще всего в гармоническом миноре, поэтому оно и в мажоре, и в миноре мажорное.
Обращения доминантового трезвучия:
- D6 - доминантовый секстаккорд- строится на VII (в мажоре) или VII# (в миноре) ступенях.
- D64 - доминантовый квартсекстаккорд - строится на II ступени
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Секстаккорды и квартсекстакорды – это ОБРАЩЕНИЯ трезвучий, т.е. в них входят такие же ступени, как и в трезвучие. Например, в S64 будут входить I, IV и VI (таблицу читаем снизу вверх, если наверху ступени «заканчиваются», продолжаем читать снова снизу)
Пример трезвучий с обращениями:
[1] Все остальные из основных трезвучий лада называются ПОБОЧНЫМИ.