1. Виды связей предложений в тексте.
2. Абзац и его структура.
Ключевые слова: цепная связь, параллельная связь, тема, рема, абзац, микротема, микротекст, абзацный зачин, комментирующая часть.
Литература:4,7,13,19,20,28,31.
Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам. Прежде всего между предложениями существует смысловая связь. Причем связанными могут быть и предложения, расположенные рядом, и разделенные другими предложениями. Смысловые отношения между ними различны:
а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого;
б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т.д.
Различают цепную и параллельную связь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другими, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления/противопоставления. Особенности данного вида связи: одинаковый порядок слов; члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова; средством связи могут быть риторические фигуры (риторический вопрос, восклицание, обращение); параллельная связь может усиливаться вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец); часто употребляются наречия места (справа, позади, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. Параллельная связь очень часто встречается в поэзии. Во многих текстах с параллельной связью данное (тема) – первое предложение, а новое (рема) – все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, т.е. синтаксически однотипны, параллельны.
|
|
В цепной связи главное – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связи могут осуществляться путем семантических соответствий/ассоциаций.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. Кроме параллельной и цепной, существуют и другие типы связи, менее распространенные.
Большие тексты состоят из параграфов, глав, разделов. Но текстом является и небольшой отрывок из произведения, если он обладает признаками текста (смысловой и грамматической связностью, цельностью и относительной законченностью).
Части текста имеют свои правила построения. Правила построения предложения изучает синтаксис. По определенным правилам строится и абзац.
|
|
Абзац: 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя отступами.
Предложения, составляющие абзац, группируются вокруг микротемы (наименьшая составляющая часть общей темы). Часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Абзац служит для выделения микротемы. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и графически. Каждый новый абзац отражает какой-либо этап в развитии действия, особенность описания, рассуждения.
Структура абзаца:
1.Абзацный зачин – основная часть абзаца, отражающая наиболее важное его содержание. Обычно это первое предложение абзаца.
2. Комментирующая часть – последующие предложения абзаца. Они раскрывают, разъясняют, комментируют то, что заключается в первом предложении.
Абзацные зачины текста должны быть логически однородными, взаимосвязанными, составлять единое целое. Если такого единства нет, значит, допущены ошибки в построении абзацев или в определении их границ. Предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или мало связанное с ним по содержанию, также не может быть началом абзаца. По выражению академика Л. Щербы, абзац «углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли».
Вопросы для самоконтроля:
- Какова структура абзаца?
- Как определить правильность деления текста на абзацы?
- Перечислите особенности цепной и параллельной связи предложений в тексте.
Композиция, сюжет.
1.Понятие о композиции. Внешняя и внутренняя сторона композиции. Сюжет. Фабула.
2.Сюжетные и внесюжетные элементы.
3.Виды и приемы композиции.
Ключевые слова: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, внесюжетные элементы, сюжет, фабула, виды композиции.
Литература: 4,7,13,19,20,28,31
Композиция (от лат. composition – сочинение, составление, соединение) - внешняя и внутренняя идейно-художественная связь всех элементов текста. Внешняя сторона композиции – деление текста на главы, части, сюжетные и внесюжетные элементы. Внутренняя сторона композиции – группировка образов художественного произведения и структура отдельного образа (приемы его создания).
В композиции выделяются следующие элементы:
1. Экспозиция (от лат. exposition – изложение, объяснение) - изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке.
2. Завязка – момент начала развития событий, начало возникновения конфликта.
3. Развитие действия – основная часть сюжета (развития характера в действии), в которой происходит движение конфликта, его разрастание.
4. Кульминация (лат. culmen – вершина) – момент максимального напряжения, предельного обострения противоречий.
5. Развязка – момент, завершающий течение событий, кладущий им конец.
Существуют также внесюжетные элементы - элементы сюжета, не показывающие характер в основном действии.
Каждый тип текста имеет свои композиционные особенности:
1. Повествование может начинаться сразу с завязки или развязки, могут быть и иные отступления от хронологии. Однако для всех повествовательных текстов общими являются завязка, кульминация, развязка.
2.. Наиболее характерные элементы описания: общие представления о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.
3. Рассуждение включает в себя тезис (высказанные кем-либо мысли), доказательство/опровержение (аргументы/контраргументы), сопровождающиеся примерами, вывод (заключение).
Повествование, описание, рассуждение часто связывают с определенными видами литературы. Повествованием считают текст эпического литературного произведения (кроме прямой речи персонажей), описание используется в различных видах литературы, рассуждение преобладает в научных текстах. Однако это деление очень условно.
|
|
Все перечисленные особенности композиции присущи прежде всего текстам эпическим. Что касается лирики, то здесь мы редко найдем развернутый сюжет, описание хода событий. Обстоятельства чаще выступают здесь в виде отдельных фактов, не составляющих единой цепи. Композиция каждого литературного произведении уникальна. Общие тенденции зависят от принадлежности лирического произведения к одному из следующих типов:
1) собственно-лирическое произведение, в котором преобладают лирические, т.е. эмоционально окрашенные размышления и переживания лирического героя. Композиционно это поток словесных высказываний, которые сменяют друг друга, демонстрируя движение и динамику мыслей и настроений («О, весна без конца и без краю…» А.Блока, «Брожу ль я вдоль улиц шумных» А.С.Пушкина).
2) эмоционально-изобразительный тип лирики. Здесь имеет место чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций лирического героя, которые могут быть упорядочены («Парус» М. Лермонтова) или нет. Нередко эмоциональный заряд дает о себе знать в конце текста («19 октября» А.Пушкина).
3) с обственно- изобразительный, или повествовательный тип лирики. Здесь композиция может быть почти сюжетной («Сжала руки под темной вуалью…» А.Ахматовой), или же смена фактов и ход событий могут быть никак не выражены композиционно, главной оказывается эмоциональная насыщенность, настроение, выражаемые с помощью языковой экспрессии.
Вопросы для СРС:
- Дайте определения внешней и внутренней стороны композиции, сюжета, фабулы.
- Перечислите сюжетные элементы композиции.
- Назовите внесюжетные элементы.
- В чем отличие предыстории от пролога?
- В чем отличие последней истории от эпилога?
- Назовите известные Вам виды композиции.
- Какие композиционные приемы Вы знаете?
- Прокомментируйте схему «Композиционное единство произведения».