Построение художественного произведения. 1. Виды связей предложений в тексте

1. Виды связей предложений в тексте;

2. Абзац и его структура;

3. Композиция и ее составляющие;

4. Внесюжетные элементы;

5. Взаимосвязь типа текста и его композиционной структуры.

 

Вопросы и задания:

- Рассмотрите композицию (сюжетные и внесюжетные элементы) предложенных текстов.

- Дайте определения внешней и внутренней стороны композиции, сюжета, фабулы, сюжетных и внесюжетных элементов.

- В чем различие предыстории, пролога, экспозиции и предварения?

- Есть ли различие между последующей историей и эпилогом?

- Прокомментируйте схему «Композиционное единство произведения».

- В чем отличие хроникальной композиции от концентрической?

- Какова роль в тексте лирических отступлений? Приведите примеры.

- Объясните на конкретных примерах значение эпиграфа.

 

Задания для самостоятельной работы учащихся (даются учителем на занятии либо выборочно в качестве домашнего задания):

1.Определите сюжетные и внесюжетные элементы, приемы и вид композиции, тему, проблему и идею сказки братьев Гримм «Заяц и ёж».

2.Произведите полный лингвистический анализ стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью». Особое внимание уделите композиционной специфике текста. К какому типу лирики принадлежит стихотворение и как это отражается на анализе его композиционной структуры?

***

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

3.Выявите особенности композиции (сюжетные, внесюжетные элементы, приемы, виды композиции) рассказов А. П. Чехова «Ванька», «Спать хочется», рассказов М. Зощенко «Аристократка», «Валя».

4.Дайте определения внешней и внутренней стороны композиции, сюжета, фабулы.

5.Перечислите сюжетные элементы композиции.

6.Назовите внесюжетные элементы.

7.В чем отличие предыстории от пролога?

8.В чем отличие последней истории от эпилога?

9.Назовите известные Вам виды композиции.

10.Какие композиционные приемы Вы знаете?

 

Литература:4,7,13,19,20,28,31.

 

Типология образа. Способы и приемы типизации.

1. Типы художественных образов;

2. Способы типизации;

3. Приемы типизации.

 

Вопросы и задания:

- Дайте определение типизации.

- Каковы основные способы типизации?

- Раскройте смысл понятий «образ-вещь», «образ-коллектив», «образ-персонаж», «образ-пейзаж», «образ-состояние». Назовите их функции в художественном произведении. Найдите их в указанных текстах.

- В чем различие между понятиями «образ», «герой», «характер», «литературный тип», персонаж, действующее лицо?

- Назовите известные вам литературные типы.

- Определите конкретные и обобщенные стороны рассматриваемых образов-персонажей.

- Назовите приемы типизации.

- Определите приемы создания образов в указанных отрывках.

- Сравните приемы создания различных образов-персонажей.

- Сравните функции пейзажей в различных отрывках и определите использованные средства художественной речи.

Литература:4,13,23,31.

 

НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Учебно- методическая литература

1. Борисова Л.В. Практическое пособие по интерпретации текста: Уч. пособие для институтов и фак. ин. яз. – Минск, 1987.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.

3. Введение в литературоведение. Хрестоматия. Уч. пособие / Сост. П.А. Николаев, Е.Г. Руднева и др. – М., 1997.

4. Введение в литературоведение\ Под ред. Г.Н.Поспелова.-М.,1992.

5. Виноградов В.В.О языке художественной литературы.

6. Винокур Г.О. Критика поэтического текста\\ Г.О.Винокур. О языке художественной литературы.-М.,1991.

7. Власенков А.А., Рыбченкова Л.Н. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Учебник. – М., 2003.

8. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.

9. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология 20 в.-М., 1997.

10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

11. Голубков М.М. Модернизм\\ М.М. Голубков. Русская литература 20 в.: После раскола: Уч. пос. для вузов.-М.,2002.

12. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1983.

13. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Уч. пособие. - М., 1998.

14. Зарубежная литература 20 в.: Уч-к для вузов\ Под ред. Л.Г.Андреева.-М., 2000.(Статьи о модернистских течениях).

15. Иванова-Гурьянова Г.Н. Лингвистический анализ текста – это искусство // Русский язык. – 1998., № 19.

16. Ильин И.П. Нарратология\\ Современное зарубежное литературоведение.-М., 1996.-С.74-79.

17. Интерпретация текста: Уч.метод. пособие для студентов 4-5 курса ф-та ин. яз. / Сост. В.Н. Коробчак, Г.В. Шевченко. – Армавир, 2003 г. – 46 с.

18. Каргашин И.А. Сказ в русской литературе. Вопросы теории и истории.-М., 1996.

19. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция\\ Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении литературы.-М., 1964.

20. Купина Н. Лингвистический анализ текста. – М., 1980.

21. Лингвистика и поэтика. – М., 1979.

22. Лингвистика текста. Т.1, 2. – М., 1974.

23. Литературный энциклопедический словарь.-М.,1987.

24. Лихачев Д.С. Литература – Реальность – Литература.-Л., 1981.

25. Лихачев Д.С. Текстология. На материале рус. Лит. 10-17 вв.-М.,1983.

26. Лотман Ю.М. Избранные статьи.Т.1.

27. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Уч. пос. для вузов.-М., 2003. (Статьи о модернистских течениях).

28. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.

29. Хализев В.Е. Теория литературы. – Москва 2002.

30. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – М., 1990.

31. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения.
Зачетные вопросы курса

 

1. Текст как понятие филологии, семиотики и культурологии. Классификация текстов.

2. Теории текста М.М. Бахтина и Ю.М.Лотмана

3. Лингвистика текста. Виды лингвистического анализа текста.

4. Уровни лингвистического анализа текста.

5. Понятие о художественной речи. Система прямых значений слова.

6. Художественные тропы. Синтаксические фигуры.

7. Морфологический, словообразовательный и фонетический уровни ЛАТ.

8. Понятие о теме, проблеме и идее художественного произведения.

9. Построение художественного произведения. Виды и приемы композиции.

10. Композиция эпического произведения. Сюжетные и внесюжетные элементы.

11. Лирика, ее виды и особенности композиции.

12. Виды драмы. Структура драматического произведения.

13. Споры об интерпретации. Правила интерпретации художественного текста.

14. Контекст, его виды.

15. Межтекстовые связи и понятия стилизации, пародии, сказа, реминисценции. Интертекстуальность.

16. Формы и функции реминисценции.

17. Авторский и неавторский компонент художественного текста: разноречие и «чужое слово», субъектная организация. Авторская точка зрения и приемы её выявления.

18. Эстетические принципы основных модернистских течений.

19. Текст в постмодернистских концепциях.

20. Типизация. Типология образа.

21. Способы и приемы типизации.

22. Особенности поэтической речи. Виды стихотворных размеров в силлабо-тонической системе стихосложения.

23. Рифма и ее признаки.

В качестве практического задания предлагаются тексты из произведений русской литературы для полного или частичного лингвистического анализа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: