Палетка фараона Нармера (слайд 19)

 

Война двух царств завершилась объединением Верхнего и Нижнего Египта. Но процесс объединения начался гораздо раньше, в период так называемой «нулевой династии». Это важное событие получило отражение в удивительном памятнике, древнейшем образце «египетского стиля» палетке Нармера — одного из правителей нулевой династии.

 

Палетка — это тонкая серо-зеленая шиферная пластина культового на­значения, которая использовалась для ритуального растирания красок.

Палетка Нармера, выполненная в виде победной стелы, является ключом к пониманию последующего художественного творчества Древнего Египта. Именно с этого небольшого рельефа (его высота 64 см) и начинается рождение стиля.

 

Рассказывает палетка Нармера о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково. По краям расположены два стилизованных человеческих лица в фас с коровьими рогами и ушами. Это символ богини неба Хатор, покровительницы фараонов. Между ними помещена иерог­лифическая надпись с именем Нармера.

 

(СЛАЙД 20)

В верхнем регистревидна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычьим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп. Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками.В центре изображены переплетённые длинношеие львы (серпопарды), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны.В нижнем регистре изображён бык, разбивающий рогами вражескую стену и олицетворяющий царя.

 

(СЛАЙД 21)

На обратной стороне палетки изображён царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счёта означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников.

За головой пленника справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

В нижнем регистре палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин могут изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона.

 

Итог

В наше время человеку, привыкшему мыслить аналитически, все это может показаться непонятным и противоречивым. Но древним жителям Египта не была свойственна наша логика. Они жили в мире образов, в мире, который говорил с ними на языке символов, давно забытым в современном мире.
Египетский символизм никогда не откроет нам всех своих тайн. Как говорил
К. Г. Юнг: "Когда сокровенное значение символа становится известным и доступным, он умирает"

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: