Классификация новаций, инновационных процессов, нововведений

Инновация (англ. innovation) - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».

Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й.Шумпетера в результате анализа «инновационных комби-наций», изменений в развитии экономических систем.

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое повышает эффективность действующей системы. Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Инновационный процесс включает в себя следующие стадии (этапы): инвестиции – разработка – процесс – внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором:

§ используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

§ обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

§ обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

§ достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта

Инновации классифицируются по следующим признакам:

1. Значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);

2. Направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);

3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);

4. Глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);

5. Разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);

6. Масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);

7. Место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);

8. Характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);

9. Степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);

10. Время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);

11. Причина возникновения (реактивные, стратегические);

12. Область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

В экономической литературе представлены и другие подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: