Концепция инновационной деятельности

Конце́пция, или конце́пт, (от лат. Conceptio - понимание, система) - генеральный замысел, руководящая идея инновационного устойчивого и прогрессивного развития субъекта инновационной деятельности на долгосрочную перспективу. Концепция определяет стратегическую цель, стратегию и тактику инновационного развития и функционирования субъекта инновационной деятельности на долгосрочную перспективу.

Цели и средства инновационной деятельности

Цели инновационной деятельности – видение того, какой результат (результаты) должен получить субъект (субъекты) инновационной деятельности от ее реализации.

Целями инновационной деятельности могут быть: коммерческие, научные, научно-прикладные, производственные, социальные, маркетинговые, экономические, рыночные, комплексными и т.д.

К средствам инновационной деятельности можно отнести: инновационный потенциал предприятия и инновационный климат окружающей среды.

Как известно, понятие «потенциал» включает в себя источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы физическими и юридическими лицами, в том числе предприятиями, организациями, административно-территориальными образованиями, государством для решения задач, достижения целей в определенной области.

В экономической теории выделяют научно-технический, производственный, трудовой, экспортный, производственный, природно-ресурсный потенциалы. Обобщенно под потенциалом принято понимать способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом предприятия принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности:

- интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);

- материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);

- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);

- кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);

- инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);

- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).


Анализ инновационного потенциала дополняется анализом инновационного климата, который определяется состоянием внешней среды предприятия.

 

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: