Мотивация – система правил, процедур, механизмов стимулирования участников проекта к определенному поведению. Из данного определения можно выявить следующее следствие. Для мотивирования сотрудников необходимо:
· Определить желательное поведение сотрудников;
· Выявить их потребности, удовлетворение которых будет способствовать желательному поведению;
· Определить необходимые стимулы;
· Разработать схему мотивации, то есть систему правил, процедур и механизмов стимулирования.
Для разных участников проекта эффективность и качество работы определяются и оцениваются по-разному. Менеджер проекта должен быть мотивирован в зависимости от реализации проекта в целом, а исполнитель – в зависимости от качества и эффективности выполнения порученных ему задач.
Система мотивации участников проекта включает:
· Цели (к чему необходимо стимулировать участников проекта);
· Охват (категории участников проекта, к которым она применяется);
· Срок действия (например, весь проект или отдельную фазу проекта);
· Критерии, процедуры оценки и ответственных за оценку поведения различных категорий сотрудников;
· Систему поощрений и взысканий;
· Календарный план мероприятий мотивации;
· Ответственность за их выполнение;
· Бюджет мотивации (или правила формирования бюджета).
Чаще всего, целью программы мотивации являются повышение эффективности при сохранении необходимого уровня качества. При этом для каждой категории сотрудников эффективность и качество определяются и оцениваются различными способами.
Для исполнителей эффективность – снижение трудозатрат на выполнение работы, а качество – соблюдение требований к результатам.
Для руководителей проектов эффективность – снижение сроков и экономия бюджета, а качество – достижение целей проекта.
Аналогично понятия качества и эффективности рассматриваются для всех категорий сотрудников, попадающих под действие системы мотивации.
В проектно-ориентированной деятельности организации выделяются следующие роли:
· Сотрудник, отвечающий за выполнение только своей задачи, поставленной ему руководителем проекта;
· Член команды управления проектами (эксперт, ответственный специалист, технический лидер), отвечающий в проекте за ключевые решения по отдельным видам работ;
· Руководитель проекта, отвечающий за выполнение проекта;
· Куратор проекта, отвечающий за достижение в итоге значимых для компании целей, ради которых был инициирован проект;
· Директор проектов, отвечающий за весь портфель проектов и распоряжающийся ресурсами.
Внедрение корпоративной системы управления проектами
Внедрение корпоративной системы управления проектами должно рассматриваться как проект организационного развития.
Результатами такого проекта могут выступать:
· Работающие формальные процедуры инициации, планирования, организации исполнения, контроля и завершения проектов и программ;
· Необходимые организационные структуры (например, стратегический комитет, проектный офис и др.);
· Положения по основным ролям участников проектов (менеджер проекта, куратор проекта и др.);
· Специализированная информационная система;
· Обученный персонал;
· Архив документов, шаблонов календарных планов и нормативных показателей по реализованным проектам.