Определение миссии предприятия

Целью определения миссии предприятия является исследование и вычленение его назначения и «философии существования», что, в свою очередь, дает широкий набор направлений в собственно целеполагании.

Миссия предприятия представлена в виде отдельных утверждений, которые являются неким кодексом организации и определяют ее экономическую, социальную и управленческую «философию», экономические критерии прибыльности, производственной деятельности и качества товаров, стиля поведения внутри организации, подбор и расстановку кадров, и, наконец, такое понятие, как «имидж». Например, девизом фирмы «Сони», известного производителя товаров в области электроники, является: «Сони» — первопроходец, всегда устремленный в неизвестное. «Сони» никогда не пойдет по старым следам, даже если их еще предстоит проложить. Путем такого развития «Сони» стремится помочь человечеству. Чаще всего мис­сия предприятия проявляется неявно, через некие стандарты поведе­ния, принятые в данной организации.

Ясно изложенная и вычлененная миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений.

• Во-первых, миссия большинстве случаев формулируется, опираясь на изучение опыта основателя, и модифицируется под влиянием опыта последующих руководителей. Она является своеобразным изложением принципов успеха.

• Во- вторых, миссия предприятия в промышленно развитых странах включает в себя такое понятие, как социальная ответственность.

• В-третьих, миссия предприятия четко указывает направление усилий работников, а также смысл их работы: и тем самым повышает чувство отождествления работников с предприятием.

• В-четвертых, миссия предприятия является одним из стержней, позволяющих найти согласованное компромиссное решение, так как определяет единые принципы управленческой психологии, принятой в данной организации.

• В-пятых, миссия предприятия позволяет произвести более четкую ориентацию на рынке, т. е. определить, какие потребности покупателя удовлетворять в первую очередь, чтобы сбалансировать интересы предприятия и потребителей (как и общества в целом).

В наиболее упрощенном виде построение миссии может быть рассмотрено как «технологический системный взгляд с позиций бизнес-инжиниринга».

Разработка (точнее конструирование) миссии компании, как и все в инженерном проектировании, начинается с системы координат

· Ось «надо» — отражает потребности рынка.

· Ось «могу» — определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык).

· Ось «хочу» — представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной сто­роны, и возможностями и желаниями компании — с другой.

Как правило, миссия предприятия имеет в своем составе ряд элементов.

Первый элемент миссии предприятия — базовые направления — включает в себя:

• базовые направления по системе продукт/услуга (ось «хочу»);

• базовые направления по системе покупатели/рынок (ось «надо»);

• базовые направления технологических усилий (ось «могу»).

Указанные направления могут или взаимно дополнять, или взаимно исключать друг друга.

Второй элемент миссии предприятия — рост и прибыльность.

Третий элемент миссии предприятия — уровень и структура предпринимательства.

Под уровнем предпринимательства понимается то или иное состояние экономической и производственной деятельности, которое считается приоритетным для предприятия на рассматриваемый промежуток времени.

В соответствии с циклом развития предприятия в любой момент времени оно находится в одном из трех состояний:

• в стадии роста;

• в состоянии стабилизации;

• в необходимости выживания (защита своих интересов перед внешней окружающей средой).

Структура предпринимательства означает выбор направлений экономической и производственной деятельности. Она относится не только к большим предприятиям, для которых она определяется отраслями промышленности или рынками сбыта, но и к малым и средним предприятиям, где эта структура уже связана с конкретными продуктами и сегментами рынка.

Структура экономической и производственной деятельности должна быть сбалансирована, что подразумевает наличие:

• идентифицированной и усиливающейся основной (приоритетной) деятельности;

• «общей ниточки», которая связывает различные виды деятельности между собой.

В последнее время у западных менеджеров при определении приоритетной сферы деятельности очень популярной является концепция стратегических зон хозяйствования [51].

Четвертый элемент миссии — социальная ответственность. К. Де - вис и Р. Бломстром определяют социальную ответственность фирмы как «обязательства высшего руководства действовать таким образом, чтобы защищать и улучшать благосостояние общества в целом, сообразуясь при этом со своими собственными интересами»

Я. Чанг и Ф. Кампо-Флорес сделали попытку классифицировать сферы социальной ответственности

1. Повышение уровня жизни населения.

2. Социальная защищенность работников предприятия. Данное направление реализуется на практике в процессе формирования и реализации социальной стратегии предприятия.

• Самоконтроль своих действий на рынке. Данное направление включает в себя контроль качества выпускаемой продукции, продуманную (с точки зрения социальной ориентации) политику ценообразования, цивилизованную (жесткая, но не жестокая) борьбу с конкурентами за рынки сбыта.

Миссия организации формируется не в «безвоздушном пространстве», на ее выработку влияет множество факторов:

· история предприятия.

· особые преимущества в области конкурентной борьбы

· возможности и угрозы

· влияние стейкхолдеров (stakeholder) – участников.

Внутренние стейкхолдеры

Владельцы, управляющие, профсоюзы и работники

Внешние стейкхолдеры государство, политические группы, финансовые структуры, торговые ассоциации, группы активистов («зеленые», общество потребителей и т.д.

3.2. Ценности высшего руководства

Кроме миссии предприятия на процесс выработки целей накладывает свой отпечаток система ценностей, привлекательных для высшего руководства Эти ценности могут быть как материальными, так и нематериальными.

Ценности высшего руководства можно определить как знания, мнения и убеждения, которые определяют предпочтения и конкретный выбор поведения данных менеджеров.

В данном контексте мы рассматриваем целое сочетание персональных ценностей, приобретенных топ-менеджером в течение определенного промежутка времени, а не текущие бизнес-ценности, которые влияют на стратегический выбор, но не должны преобладать.

Они подразделяются следующим образом:

Внутренняя система ценностей топ-менеджеров определяется индивидуальным предпринимательским чутьем, персональными целями и волей руководителя, что само по себе стимулирует изменение ценностей высшего руководства во времени и соответствующий подход к планированию.

Внешняя система ценностей определяется полученным топ-менеджером образованием, а также так называемым эффектом обучения, заложенным в систему планирования и не зависящим от воли высшего руководства. Эти ценности определяют тот уровень, в рамках которого топ-менеджеры становятся продуктом внешней деловой окружающей среды и, в этом смысле, находятся в противоречии с внутренней системой ценностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: