Влияние образа жизни животных на характер отражения. Развитие форм отражения у животных.
Перечень рекомендуемой литературы:
1.Войтонис Н.Ю. Предистория интеллекта. М., 1949.
2.Домбровский Я. Психология животных. М.1959.
3.Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. В кн.: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. МГУ, 19
4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., МГУ, 1972.
5.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.,МГУ,1975.
6.Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
8.Слоним А.Д. Инстинкт – загадки врожденного поведения животных. М., 1967.
МОДУЛЬ III. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Комплексная цель модуля – формирование и развитие у студентов способности и готовности к анализу гипотез и предпосылок возникновения сознания человека в процессе общественно-исторического развития.
Тема 11. Характеристика сознания как высшей формы психического отражения
|
|
Становление и особенности психики человека. Понятие сознания в философии, физиологии и психологии. Конкретно психологическая характеристика сознания. Необходимость представления будущего продукта и его роль в формировании сознания.
Структура сознания: чувственные образы и словесные значения и словесные значения их роль в осознании человеком предметной действительности.
Тема 12. Труд и язык как общественно-исторические предпосылки сознательной деятельности человека
Биологические предпосылки трудовой деятельности: развитие мозга, прямохождение, гибкая рука, жизнь в сообществе. Характер трудовой деятельности: коллективность, орудийность, продуктивность (производство новых предметов).
Строение человеческой деятельности. Разделение мотива и цели в деятельности. Связь действий в единой деятельности коллектива. Выделение действий и операций. Развитие общения в процессе труда. Производство потребностей.
Тема 13. Культурно-историческая теория развития высших психических функций (Л.С. Выготский)
Психологические теории интериоризации процессов внешней деятельности в зарубежной психологии (А.Валлон, Ж.Пиаже) и в советской психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев).
Процесс экстериоризации внутренних идеальных действий в действия внешние, материальные. Значение экстериоризации внутренних психических процессов для контролирования и управления ими, для человеческого общения.
Опосредованный характер психических функций человека (Л.С.Выготский). Систематическое строение психических функций.
|
|
Проблема соотношения биологического и социального в поведении и психике человека.
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. М.:Педагогика 1982.
2. Леонтьева А.А. Возникновение и первоначальное формирование языка М., 1965.
3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В2-х т.Т.1,М.: Педагогика,1983.
4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.,МГУ,1975.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.Личность. М., Политиздат, 1975.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
8. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,Наука, 1969.
9. А.Н.Леонтьев и современная психология. /Сборник статей памяти А. Н.Леонтьева М., МГУ.1983.
10. А.Р. Лурия и современная психология. /Сборник статей памяти А.Р. Лурия. М., МГУ. 1982.
11. Смирнов А.А Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., Педагогика, 1975.
12. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., Политиздат, 1960.