Требования к содержанию дипломной работы

Минск 2010


УДК

ББК

 

Рекомендовано Ученым советом

Гуманитарного факультета

5 мая 2010г., протокол №

 

Авторы-составители:

Е. Д. Беспанская-Павленко, О. В. Конькова

 

 

Рецензенты:

доцент кафедры психологии филиала Российского государственного социального университета в г. Минске, кандидат
психологических наук Н. В. Гольцова

 

заведующий кафедрой общей и клинической психологии Белорусского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор В. А. Доморацкий

 

 

Методические указания по написанию дипломной работы: учеб.-метод. пособие для студентов, об-ся по спец. «Психология» и «Социальная работа» / Е. Д. Беспанская-Павленко, О. В. Конькова. – Минск: БГУ, 2010 – с.

 

В учебно-методическом пособии рассматриваются задачи написания дипломной работы, формулируются требования к ее содержанию и оформлению, подробно описываются основные этапы выполнения дипломной работы, излагаются сведения о процедуре и методах сбора, анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала научного исследования, а также даются рекомендации по подготовке выступления на защите дипломной работы.

Рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности «Психология» и «Социальная работа».

 

ISBN

 

УДК

ББК

© БГУ, 2010


Введение

Дипломная работа является выпускной квалификационной работой, включающей результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Она представляет собой законченную разработку, в которой сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа направлена на выявление высокого уровня профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовку, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

В данном учебно-методическом пособии представлены рекомендации по написанию курсовой работы. Вначале описываются общие положения, которых необходимо придерживаться при работе над исследованием. Далее подробно рассматриваются задачи написания дипломной работы. В пособии формулируются требования к ее содержанию и оформлению. Также подробно описываются этапы выполнения дипломной работы, излагаются сведения о процедуре и методах сбора, анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала. Даются рекомендации по подготовке выступления на защите дипломной работы.

Пособие поможет студентам в проведении научного исследования. Его основная цель – обстоятельно ответить на вопросы, которые могут возникнуть при подготовке и оформлении дипломной работы. Требования к содержанию и оформлению такого рода работы разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 1-23 01 04 «Психология», а также по специальности 1-86 01 01-02 «Социальная работа».


Общие положения

 

Дипломная работа является обязательным видом учебной деятельности студента, выполняемой под руководством преподавателя кафедры общей и клинической психологии или преподавателя кафедры психофизиологии гуманитарного факультета БГУ. Научного руководитель консультирует студента по следующим вопросам: оказывает помощь в формулировке темы, подготовке, написании и защите дипломной работы; проверяет содержание дипломной работы, делает замечания, высказывает пожелания и требования; дает отзыв на работу с ее дифференцированной оценкой. Выполнение требований к дипломной работе, рекомендаций научного руководителя в период ее подготовки является обязательным для студента.

Целью дипломного исследования является интеграция полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков и развитие на их основе способности к самостоятельной научной и практической деятельности в области психологии и социальной работы. Результатом дипломного исследования является дипломная работа. Дипломная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по избранной специальности, выявляет уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности, позволяет дать интегральную оценку уровня его профессиональной подготовки.

В процессе написания дипломной работы решаются следующие задачи:

· систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, применение этих знаний при решении конкретных вопросов дипломного исследования;

· дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы по сбору, изучению, обобщению и анализа материала, необходимого для раскрытия проблемы;

· выяснение методологической, методической и психолого-педагогической подготовленности выпускника специальностям «Социальная работа» и «Психология» к самостоятельной работе в высших и средних специальных учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Дипломная работа – это не компиляция материала, а самостоятельное научное исследование студента, выполняемое под руководством научного руководителя, которое должно содержать элемент авторской новизны. Речь может идти о выявлении и интерпретации неизвестных исследователям источников, фактов, о выдвижении новых подходов, психолого-методологическом анализе различных аспектов уже известных в науке задач и проблем. Иными словами, при написании дипломной работы от выпускника требуется творческий подход: умение успешно использовать полученные за время учебы в университете знания по различным разделам психологии; реализация методических навыков, полученных при подготовке дипломных работ, научных докладов, конкурсных сочинений.

Дипломная работа должна иметь научно аргументированный характер. Четкость и ясность формулировок, убедительность и доказательность выводов, научная корректность и литературная грамотность – важнейшие требования, предъявляемые к дипломным исследованиям. В дипломной работе должно содержаться исследование задачи, имеющей актуальное значение для избранной области науки в целом, либо изложены научно-обоснованные подходы, обеспечивающие решение некоторых прикладных задач.

Дипломная работа – квалификационная работа, которая представляет собой самостоятельное исследование, включающее совокупность научных положений и обобщений, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе студента в разработку данной научной проблемы. Новые решения, предложенные автором, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками. Таким образом, дипломная работа выпускника специальностей «Психология» и «Социальная работа» должна удовлетворять выше отмеченным профессиональным требованиям.

При подготовке дипломной работы студентом должно быть продемонстрировано умение анализировать и обобщать сведения, полученные из литературных источников, проводить опытно-экспериментальную работу, решать практические задачи, формулировать выводы и рекомендации. Предложенные решения исследуемой проблемы должны быть аргументированы, критически оценены, определена их научная и практическая значимость.

Тематика дипломных работ разрабатывается кафедрой психологии и предлагается научными руководителями для ознакомления, осмысления и выбора студентами. Студентам предоставляется право предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ, а также связана с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.

Темы дипломных работ и научные руководители определяются на заседании кафедры. В исключительных случаях тема дипломной работы может быть в ходе проведения исследования уточнена, откорректирована.

Подготовка и написание дипломной работы осуществляются в течение последнего года обучения и завершаются, как минимум, за 4 недели до ее представления к защите.

Требования к содержанию дипломной работы

 

Требования к дипломной работе вытекают из цели и задач, предъявляемых к данному виду учебной деятельности студента. Дипломная работа должна отражать новизну рассматриваемой темы, ее актуальность, теоретическую и практическую значимость, отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих точек зрения на решение конкретной проблемы. Дипломная работа должна содержать теоретическую и эмпирическую главы, должна иметь четкую формулировку цели, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования, методов проведения исследования и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению.

Дипломная работа содержит следующие структурные части:

титульный лист (см. Приложение № 1);

оглавление (см. Приложение № 2);

введение;

основная часть, разбитая на главы и разделы, в которой приводят анализ научной литературы, описание использованных методов, а также сущность и основные результаты исследования;

заключение;

библиографический список (оформляется в соответствии с ГОСТом, см. Приложение № 3);

приложения (при необходимости).

Студент должен четко представлять структуру дипломной работы, так как она, независимо от дисциплины и темы, остается неизменной, но по мере обучения меняется ее содержание, углубляется исследование проблемы за счет привлечения большего количества первоисточников и литературы.

 

 

Введение

 

Введение – вступительная, начальная часть дипломной работы. В ней дается общая оценка состояния научной, производственной, социальной или иной сферы деятельности человека, общества или природы, где находится избранная студентом проблема исследования. При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, нуждающихся в научном изучении, определяется направление дипломного исследования студента. Рекомендуется отметить также новизну, теоретическую и практическую значимость исследования (как они видятся автору).

Во введении автор обосновывает тему исследования и ее актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, формулирует рабочую гипотезу. На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе.

Исследование должно проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследования могут выступать группы учащихся школы, колледжа или техникума, сотрудники учреждения, работники предприятия или фирмы, другие группы испытуемых.

Обоснование темы исследования и ее актуальность. Кратко описывается состояние исследуемых психологических фактов и явлений по данным литературных источников. Определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов. На основе этого выявляется противоречие, устранение которого может быть осуществлено с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования. Проблема, которую студент предполагает решить в своей работе, является основным критерием актуальности намеченного исследования. Актуальность исследования – это объяснение того, почему данная проблема является интересной, что в ней ново, почему она важна для теории или практики психологии. Актуальность научного исследования (темы дипломной работы) в целом следует оценивать с точки зрения той концептуальной установки которой, придерживается автор работы, или того научного вклада, который вносит он в разработку общей концепции

Исходя из выявленных противоречий, вытекает проблема исследования, актуальность и недостаточная разработанность которой определяют выбор темы исследования.

Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения дипломной работы и представляет собой в самом сжатом виде тот результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования– это краткая концептуальная формулировка сущности научного поиска по данной проблеме (обычно формулируется одна цель работы и несколько задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели). Не рекомендуется формулировать цель как “Исследование…”, “Анализ... ”, “Изучение…”, так как эти слова указывают на процесс достижения цели, а не на саму цель.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Объектами в психологии и социальной работе могут выступать: индивид, группа людей, общность людей, социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия исовместной деятельности. В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта. В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут быть отнесены: пол, возраст, уровень образования, профессия, состояние здоровья, национальность, род занятий и т.д.

Предмет исследования – свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных условиях. В качестве предмета исследования могут выступать: отдельные психические свойства, состояния, процессы, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияние между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д. Предмет исследования должен быть четко обозначен с тем, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения.

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. При формулировке гипотезы строится предположение, каким образом автор намеревается достичь поставленной цели исследования. Рабочая гипотеза исследования строится, исходя из проблемы и предмета исследования.

В результате проведенных исследований гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать достоверной научной теорией лишь после должной опытно-экспериментальной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.

В соответствии с целью и предметом исследования и, исходя из рабочей гипотезы, логически определяются задачи исследования (должно быть не больше пяти задач).

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, методологическим обоснованием сущности, признаков, критериев и структуры изучаемого объекта. Вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики развития, обоснованием основных путей решения проблемы. Третья задача – со способами преобразования, моделирования и опытно-экспериментальной проверки. Последняя задача связана с выявлением условий повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, проблемой управления исследуемым предметом, а также разработкой методических рекомендаций (указаний, учебно-методических пособий, дидактических материалов и др.) по проблеме исследования.

Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов, применяемых в практической психологии.

На теоретическом уровне могут применяться следующие методы: анализ философской, психологической, социологической, педагогической, методической литературы, обобщение, сравнение, моделирование; на эмпирическом – наблюдение, эксперимент (лабораторный или естественный, констатирующий и (или) формирующий), беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование и др., статистическая (математическая) обработка эмпирических данных. Более подробное описание использованных в ходе исследования методов дается в соответствующих главах курсовой работы.

Новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Кратко излагается, в чем заключается новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений и т.п.), какова его теоретическая значимость (вклад в психологическую и социально-педагогическую науку) и практическая значимость (предлагаемые практические рекомендации, методические приемы и способы психодиагностических процедур, психокоррекционной работы и т.п.).

Новизна выявляется в результате анализа литературных источников, уточнения концептуальных положений (определение новых моментов в психодиагностическом исследовании, более детальная разработка методик психодиагностики и т.п.).

Теоретическая значимость определяется тем, насколько полученные результаты развивают научные представления о том или ином явлении, объясняют сущность механизмов, явлений, процессов; как они способствуют развитию теории, планированию и проведению новых исследований.

Практическая значимость подробно отражается в практических рекомендациях. Здесь же во введении следует кратко описать, в чем конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.

Конечно, открыть что-то новое в науке для студента – достаточно сложная задача, однако обращаться к категориям новизны и практической значимости дипломной работы следует. Это будит творческую мысль студента, направляет его интеллект на решение конкретных практических задач.

База исследования. Указывается название учреждения(ий), где проводилось эмпирическое исследование; количество человек, принимавших участие в эмпирическом исследовании, коллективы, в которых применялись методы практической психологии, и другие данные, характеризующие базу исследования.

Введение, как правило, – это самый короткий раздел дипломной работы (до 3 страниц).

 

Основная часть

 

Содержательная сторона основной части дипломной работы должна продемонстрировать полученный студентом в вузе комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств.

В основной части формулируется исследуемая проблема, определяется ее место в избранной области науки или практики, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора. Необходимо отразить результаты самостоятельного анализа автором нормативно-правовых документов, научной литературы, дать творческую оценку изучаемого явления или процесса.

Обычно основная часть состоит из двух глав, в каждой из которых в свою очередь выделяются 2-4 раздела, в которых могут быть представлены также подразделы.

Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвешенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).

Основой первой главы является аналитический обзор литературы (состояние вопроса), который должен полно и систематизированно излагать состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам (при необходимости), возможные пути решения задачи. Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления научной работы.

Обоснование выбранного направления должно показывать преимущества выбранного направления работы по сравнению с другими возможными направлениями. Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Обоснование выбранного направления работы не следует подменять обоснованием целесообразности (или необходимости) самой работы.

Нередко в конце главы целесообразно еще раз обратиться к задачам исследования, по-иному раскрыть их, опираясь на проведенный анализ состояния проблемы.

Вторая глава основной части обычно содержат описание методов, методик и результатов работы, где должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты, в том числе результаты отрицательные. Здесь студент представляет результаты своего дипломного исследования. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны здесь демонстрировать достоверность полученных, в ходе исследования результатов.

В части, посвященной описанию экспериментов, должна указываться цель и описываться программа экспериментов, излагаться их сущность, оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.

Ряд трудностей вызывает у студентов описание эмпирической части дипломной работы (2 глава). В этой части работы должны быть представлены следующие сведения:

1. Полный перечень использованных методик, их описание, обоснование выбора методик. Если в исследовании использовались известные (распространенные) методики, их подробно описывать не надо. Необходимо привести ссылки на источники информации или поместить в приложении описание методик.

2. Описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры – средний возраст, возраст самого младшего, самого старшего испытуемого, социально-демографические характеристики.

3. Описание условий и процедуры эксперимента или эмпирического исследования.

4. Сводные таблицы первичных эмпирических данных. Полные копии протоколов, эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении также можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д.

Список всех показателей, которые были включены в математико-статистическую обработку, должен включать: номер показателя, его название, название методики, благодаря которой он получен. Если показатель вычислен в ходе обработки данных, надо указать – на основе каких именно измеренных параметров вычислен показатель.

5.Первичные статистики. Можно привести только основные, поместив их в нижних строчках сводной таблицы данных.

6. Описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. Должны быть названы использованные прикладные компьютерные программы обработки данных.

Эти разделы завершаются интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием практических рекомендаций по их возможному применению.

Распределение основного материала дипломной работы по главам, выделение в отдельные главы или разделы обзора, методики, эмпирической части определяется студентом. В главах с исчерпывающей полнотой излагается собственное исследование студента с выявлением того нового, что он вносит в разработку проблемы.

Автор дипломной работы должен давать оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов в сравнении с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Весь порядок изложения в дипломной работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

Следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследований, избегать обилия общих слов, бездоказательных утверждений и тавтологии.

В дипломной работе не рекомендуется излагать материал от первого лица как единственного числа (например: «я считаю…», «я наблюдал…», «по моему мнению…», «мне кажется…» и т.п.), так и множественного (например: «мы считаем…», «мы получили…» и т.п.). Допускаются обороты сохранением первого лица множественного числа, в которых местоимение «мы» исключается. В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно выражать ту же мысль в безличной форме (например: «на основе проведенного анализа можно утверждать, что…», «проведенное исследование подтвердило…» и т.п.) или писать: «по мнению автора дипломной работы…». Возможные языковые обороты (клише), используемые при написании дипломной работы, приведены в приложении 4.

В тексте дипломной работы обязательно делаются ссылки на авторов и источники, из которых взяты цитаты, материалы и результаты тех или иных исследований. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Не допускается компилятивный пересказ текста и отдельных предложений других авторов.

В конце каждого из разделов и подразделов к главам составляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается выводами. Их может быть несколько. Обычно 3 – 4. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента. Выводы по главам самостоятельно формулируются студентом и не должны содержать цитат и ссылок на других авторов.

Выводы

 

Общие выводы (выводы по главам) лучше представить в тексте, как ее самостоятельный раздел, упомянутый в оглавлении.

1. Количество выводов может быть разным, но лучше разделить их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствиярезультатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Нередко встречаются дипломные работы, не содержащие выводов. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной дипломной работы. Ошибочно полагать, что раздел «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы – это не организационные итоги: «все поставленные в исследовании задачи решены» или «решена часть поставленных задач».

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Например: «В структуре обсуждаемого явления нами обнаружены такие компоненты...». Или: «Это связано с этим, а это с этим» (а также с чем не связано вопреки нашим ожиданиям или в отличие от распространенной точки зрения, в отличие от утверждений такого-то автора). Или: «Первое теснее связано с третьим, чем второе с пятым...».

В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Кроме того, вполне возможно, что сделанные выводы должны быть отнесены только к той категории испытуемых, которая выступила объектом исследования (к людям с определенными личностными особенностями и межличностными отношениями, уровнем развития и др.).

Желательно написать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных исследований, но и психологам-практикам, а также специалистам, работающим в других областях (педагогам, социальным педагогам, социальным работникам, врачам и т.д.).

Заключение

 

В заключении логически и последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, полученные студентом в результате исследования. Заключение – это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п.

В заключении студенту необходимо отразить решенность всех задач, поставленных в исследовании, обоснованность и доказанность выводов и рекомендаций. В заключении дипломной работы должно быть особо отмечено, что лично сделано автором в решении поставленных задач и какой научный или научно-практический вклад вносит данное исследование в разработку актуальных проблем психологии и социальной работы.

Часто в разделе заключения намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальную ценность результатов работы.

В конце заключения можно остановиться на том, чем завершена работа, например: получением научных данных о новых объектах, и процессах, явлениях, закономерностях; разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования; получением качественных и количественных характеристик явлений; составлением инструкции, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.; внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок; получением прочих положительных результатов.

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении. Обычно заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует библиографический список, включающий все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упоминание, и цитирование).

Приложения

 

Приложения включают в себя вспомогательный материал (таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, методики, инструкции, заполненные формы отчётности и т. п.), который при включении в основную часть дипломной работы загромождает текст, однако является необходимым для полноты восприятия содержания работы, оценки ее научной и практической значимости. Число приложений определяется автором дипломной работы.

К этому разделу относятся:

· методические рекомендации и методические указания использования новых разработанных способов профилактики, диагностики;

· промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, оценки погрешности измерений;

· таблицы вспомогательных цифровых данных (таблицы первичных эмпирических данных, сводные приведенные таблицы данных и др.);

· исходные тексты компьютерных программ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации), распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса;

· иллюстрации вспомогательного характера.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: