Обработка результатов. Обработка проводится с помощью ключа (см

 

Обработка проводится с помощью ключа (см. табл. 13). В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.

Анализ результатов. Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.

Таблица 13

Ключ для обработки результатов задания "Числовые ряды"

Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжение ряда Номер ряда Продолжение ряда
1. 2. 3. 4. 5. 16;18 27;30 384;768 17;20 4;2 6. 7. 8. 9. 10. 11;3 1/8;1/16 64;81 6;4 76;78 11. 12. 13. 14. 15. 1;4 279;282 30;23 15;12 30;33 1. 2. 3. 4. 5. 16;18 27;30 384;768 17;20 4;2

 

Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.

Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.

 

Задание 3.

Исследование рефлексивности мышления

Цель: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

Оборудование: бланк с 15 анаграммами (см. табл. 14), бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

 

Ход опыта

Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами.

Таблица 14

 

1. л б к о 2. р а я и 3. у п к с 4. г и а р 5. т и г о 6. е р в ш н 7. р к д е т и 8. а ш н р р и 9. л ф ж а к о 10. р г п у а п 11. о к а м д н р и 12. л г н и з о м е 13. р б к а д о л е 14. л к б у и н а к 15. т о р к т ы а к

 

Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе (см. табл.15).

 

Таблица 15

Протокол исследования

Экспериментатор Дата
Испытуемый  
№ анаграммы Время Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:
1. 2. 3. ... ... 15.    

 

Инструкция: "Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!"

После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: