Обработка проводится с помощью ключа (см. табл. 13). В ходе обработки результатов подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.
Анализ результатов. Уровень развития аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.
Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отличная; если 11 – 13 – высокая или хорошая; если 8 – 10 – аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7 – б – аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.
Таблица 13
Ключ для обработки результатов задания "Числовые ряды"
Номер ряда | Продолжение ряда | Номер ряда | Продолжение ряда | Номер ряда | Продолжение ряда | Номер ряда | Продолжение ряда |
1. 2. 3. 4. 5. | 16;18 27;30 384;768 17;20 4;2 | 6. 7. 8. 9. 10. | 11;3 1/8;1/16 64;81 6;4 76;78 | 11. 12. 13. 14. 15. | 1;4 279;282 30;23 15;12 30;33 | 1. 2. 3. 4. 5. | 16;18 27;30 384;768 17;20 4;2 |
Аналитичность является важной характеристикой мышления. В данном случае – индуктивности мышления и способности оперировать (числами). Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.
Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам. При интерпретации результатов желательно учитывать особенности темперамента испытуемого, а также навыки работы с числами.
Задание 3.
Исследование рефлексивности мышления
Цель: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.
Оборудование: бланк с 15 анаграммами (см. табл. 14), бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.
Ход опыта
Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами.
Таблица 14
1. л б к о 2. р а я и 3. у п к с 4. г и а р 5. т и г о | 6. е р в ш н 7. р к д е т и 8. а ш н р р и 9. л ф ж а к о 10. р г п у а п | 11. о к а м д н р и 12. л г н и з о м е 13. р б к а д о л е 14. л к б у и н а к 15. т о р к т ы а к |
Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе (см. табл.15).
Таблица 15
Протокол исследования
Экспериментатор | Дата | |
Испытуемый | ||
№ анаграммы | Время | Самоотчет испытуемого о решении анаграмм: |
1. 2. 3. ... ... 15. |
Инструкция: "Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!"
После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.