XIII. Какое явление восприятия вы узнали в приведенных примерах? В каких примерах это явление имеет устойчивый, а когда - временный характер?

А. Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как рубрика «свинья» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного - лошади.

Б. Фиджийцы, как рассказывает Дарвин, удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них удивления.

XIV. Какие характеристики восприятия вам известны? Как вы объясните описанные феномены с точки зрения известных характеристик восприятия?

A. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное - это эллипсы. Тем не менее, видимая мной форма предметов остается относительно постоянной - в соответствии и объективной формой самих предметов.

Б. Человек способен читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

B. По данным Грегори, человек, прозревший в 32 года и читающий с детства по Брайлю, быстро научился читать стандартный печатный текст, но рукописный текст давался ему с большим трудом. За три года практики чтения руко­писного текста он научился узнавать только простые короткие слова.

Г. Двое знакомых У. Джеймса знали еврейский язык - один очень основательно, другой поверхностно. Однако последний преподавал еврейский язык в учебном заведении. Когда он однажды обратился к приятелю с просьбой помочь исправить упражнения учеников, то оказалось, что препо­даватель умел гораздо лучше находить даже самые мелкие ошибки в импровизациях своих учеников, чем его ученый друг.

XV. Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

А. Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка; в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство). А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот - мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза.

Б. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях). Незнакомая жен­щина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин. Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

XVI. Рассмотрите рисунок 4. Объясните механизм возникновения ощущений по предложенной схеме.

 

Рис. 4. Возникновение ощущений

 

 

Темы рефератов

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Особенности строения и функционирования зрительных ощущений.

3. Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

4. Взаимовлияние ощущений различной модальности.

5. Компенсаторные возможности ощущений.

6. Влияние мышления на развитие восприятия.

7. Законы и загадки зрительного восприятия.

8. Нарушения восприятия.

При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: