double arrow

Пубертатный кризис

Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И, хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

• В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

• Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме.

• Подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня.

• В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности.

• Формируется новый образ физического «Я».

• На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.

• Дети с ранним развитием более адаптивны, больше уверены в себе, держатся спокойнее, легче строят отношения со сверстниками, они вызывают отношение к себе как к более взрослому.

• К детям с поздним созреванием относятся чаще как к ребенку, что провоцирует их протест или раздражение, такие дети менее популярны среди сверстников, у них чаще формируется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.

Э. Шпрангер (1924) определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13–19 лет у девушек, 14–21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая, ограничивается 14–17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер описывает три типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип – плавный, медленный постепенный рост. Подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: