Мышление и воображение.
Роль педагога в организации
Психолого-педагогических условий
Обеспечение эмоционального
Благополучия ребенка
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается за
Счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному
Состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. В дошколь-
Ном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в кото-
Рой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой
Он есть; могут выслушать его и понять.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог
должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувс-
тва, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных
|
|
средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение
К личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе проис-
ходящим в детском саду;
106 107
• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети
Играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в неболь-
Шой группе детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспе-
Чения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду
Должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быс-
Тро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения
Детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы
Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где
Он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды
Дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое по-
Ложительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые
Ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию
Напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком
Возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Формирование доброжелательных,
Внимательных отношений
Воспитание у детей доброжелательного и внимательного отношения
К людям возможно только в том случае, если педагог сам относится к де-
|
|
Тям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать
Возникающие конфликты.
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям
педагогу следует:
• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их
смысла;
• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по
Созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают прави-
Ла для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие
Самостоятельности
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (уме-
Ние понимать существующие социальные нормы и действовать в соответс-
Твии с ними) и активную (готовность принимать самостоятельные решения).
В ходе реализации Программы дошкольники получают позитивный
Социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети
Должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и
при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны
Взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация