Бытовые предметы и орудия, используемые в качестве ритмического сопровождения плясовых напевов

Ложки – древний,повсеместно распространённый в России музыкальный инструмент-орудие[9]. В фольклорной практике используются как специально изготовленные деревянные ложки, так и обычные столовые металлические. Игровой комплект состоит из двух-пяти ложек, иногда разного размера. Пара ложек – самый типичный комплект. Играют на ложках сидя или стоя, держа их в руках, за поясом, в голенищах сапог. Используют вместе с другими инструментами при исполнении плясовых наигрышей, шуточных песен, частушек и скоморошин (небылиц).

Коса – обычно используется в качестве ударного инструмента в ансамбле со струнными и духовыми инструментами, например, с дудками, пыжатками, жалейками, скрипкой, балалайкой для исполнения плясовых и обрядовых напевов. Звучит коса очень звонко, ярко, колоритно. Её подвешивают на ремешке и бьют по лезвию деревянной палочкой, ножом, скалкой и т.д. В Сибири используется в свадебном обряде.

На печной заслонке, самоварной трубе играют обычно женщины. Часто включаются в инструментальные ансамбли, сопровождающие календарные и свадебный обряды. Под заслонку обычно плясали ряженые на свадьбе, на Святочных, масленичных, Троицких игрищах. В заслонку стучали, обходя дома на Новый год (с пением колядок), Егорьев день, другие праздники. На заслонке и самоварной трубе играли ножом, половником, кочергой, чередуя удары с чирканьем (фрикционный способ игры). Таким же образом играли также на стиральной доске, рубеле, чугунке, чередуя трение и удары.

Пила [10] – в музыкальной практике используется двуручная поперечная пила, которая ставится вертикально на землю. Одной ногой наступают на ручку, а другой придерживают противоположную. Для игры пилу то сгибают, то разгибают, водя смычком по ровному краю и выигрывая несложные мелодии. Пила используется и как ударный инструмент.

 

СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Гусли – древний струнный щипковый инструмент. Со времён Киевской Руси гусли постоянно упоминаются в летописях и устном народной творчестве (в текстах былин, скоморошин, сказок, песен различных жанров и т. д.). Судя по изображениям, описаниям, музейным экспонатам и современным экспедиционным данным, в бытовой музыкальной практике использовались гусли двух разновидностей.

Крыловидные, («звончатые») гусли до сих пор можно встретить в Новгородской и Псковской областях не только в райцентрах, но и деревнях. Они имеют долблёный (а в последнее время и клеёный) корпус из ели или клёна, чаще всего в форме крыла, от 5 до 10 жильных или металлических струн. На гуслях, найденных при археологических раскопках в Новгороде, имелось так называемое «окно» для удобства игры во время ходьбы и пляски (левой рукой через «окно» гусляр мог заглушать ненужные струны). Струны имеют диатонический строй. Басовые струны, которые не заглушаются при игре (постоянно задеваются и создают гул) могут быть настроены в кварту и квинту относительно основного устоя. Основные приёмы игры народных гусляров – бряцание плектром (косточкой или куском дерева) по готовым аккордам и выигрывание напева защипыванием отдельных струн. На звончатых гуслях исполняют всю традиционную для северо-запада России музыку, в том числе и особые наигрыши под праздничные ритуальные кулачные бои и драку (наигрыш Горбатого).

Шлемовидные клеёные гусли в настоящее время в музыкальном быту устной традиции не встречаются. Их можно увидеть только в некоторых музеях и на старинных изображениях. В отличие от крыловидных долблёных, они крупнее, изготавливались способом склейки отдельных частей резонаторного корпуса.

Количество жильных струн от 11 до 36, играли на таком инструменте сидя, положив гусли на колени. Большее чем у крыловидных гуслей количество струн, и соответственно музыкальных возможностей, наводит на мысль об использовании этого инструмента придворными музыкантами-профессионалами.

Гудок – древнейший струнный смычковый инструмент, предшественник скрипки. Он часто упоминается в песнях, пословицах, поговорках. Ещё в первой половине ХХ века его можно было встретить в руках крестьян Новгородской и Псковской губерний. При археологических раскопках в древнем Новгороде 1951-1962 г.г. были найдены фрагменты нескольких инструментов ХП-Х!У веков. Но в старинных книгах, на лубочных картинках и храмовых фресках, рисующих грешников в аду, изображения этого инструмента встречается часто. Он имеет овальный или грушевидный долблёный корпус, плоскую верхнюю деку, шейку без ладов, головку прямую или отогнутую назад, деревянные колки, 3 жильные струны с прямой подставкой и короткий лукообразный смычок. Играли на нём стоя или сидя, держа инструмент вертикально. На одной струне гудка выигрывали мелодию, а две нижние звучали беспрерывно (создавая бурдон), так как гриф был плоский и исполнители их постоянно задевали смычком. Настрой струн – квинтовый.

Скрипка – тоже струнный фрикционный инструмент, но более поздний и совершенный (по сравнению с гудком). До сих пор она бытует в западных и южных областях России. В начале ХХ века кустарное производство скрипок процветало в Смоленской и Казанской губернии. Наиболее ярко традиция игры на скрипках проявилась на Смоленщине. Здесь скрипачей называли раньше «скоморохами». Сейчас скрипку настраивают по квинтам, а раньше басовую струну настраивали в кварту. Высоту строя ориентируют на голос или другой инструмент в случае совместной игры. Играют сольно и ансамблем. В ансамбле верхняя солирующая партия называется «верхи», а нижняя аккомпанирующая – «втора». Вплоть до Великой Отечественной войны скрипачи были почти в каждой деревне Смоленской, Тверской и Псковской областей, на обширной территории Юга России.

Важная роль отводилась скрипке в календарных и свадебном обрядах. До венца скрипка сопровождала обрядовые песни, ритуальные наигрыши звучали в самые драматические моменты прощальных обрядов как в доме невесты, так и в доме жениха. Другие инструменты (цимбалы, бубен, гармонь, балалайка) присоединялись к скрипке после венца за праздничным столом и сопровождали пляски и танцы гостей. Дуэты, трио скрипачей, смешанные ансамбли раньше обслуживали все народные празднества и гуляния. Издавна было замечено, что на скрипке хорошо имитируются интонации человеческого голоса. Поэтому вокальные мелодии звучат на этом инструменте особенно проникновенно и выразительно, а слова «выговариваются», но не буквально, а обобщённо.

Колёсная лира – струнный фрикционный, более поздний и сложный, привнесённый из Европы (через Польшу, Белоруссию) профессиональный инструмент слепцов-лирников, которых до 70-х годов ХХ века ещё можно было встретить в городах и сёлах России на папертях храмов (особенно в престольные праздники). Лира («реля», «рылей») имеет гитаровидный корпус, 3 жильные струны (1-мелодическая, на которой с помощью примитивного клавишного механизма выигрывают напев; две другие постоянно звучат на одной высоте, образуя бурдон). За счёт трения о струны деревянного колеса с ручкой (которую постоянно вращает исполнитель), возникает непрерывный, несколько назойливый и гнусавый звук. На лире во время постов и церковных праздников исполнялись духовные стихи, а также на заказ традиционная музыка. Слепых от рождения мальчиков-крестьян отдавали на обучение известным мастерам-лирникам и те за определённую плату знакомили учеников с техникой игры на лире, репертуаром, обучали пению. Свой заработок лирники делили с поводырями, которых были вынуждены нанимать.

Цимбалы – струнный ударный инструмент, распространённый в западных областях России (Смоленской, Тверской, Псковской). Цимбалы, в отличие от гуслей, имеют прямоугольную форму, металлические струны, количество которых значительно больше. Играют с помощью деревянных палочек с утолщением на одном конце. Звук цимбал сильный, красивый, гулкий. Они хорошо сочетаются с другими традиционными инструментами: скрипкой, бубном, трензелем, барабаном и т.д. В репертуаре цимбалистов преобладает танцевальная музыка.

Балалайка – струнный тамбуровидный инструмент, некогда широко распространённый среди сельского и городского населения России. Раньше в деревнях играли на самодельных балалайках треугольной и овальной формы, сделанных из еловых, сосновых или кленовых дощечек и 3-х жильных или металлических струн. В настоящее время пользуются фабричными инструментами, иногда с 6 металлическими струнами (удвоенными для громкости). Струны повсеместно настроены по звукам мажорного трезвучия на разной высоте. Основной приём игры – бряцание аккордами и другими созвучиями. Мастера игры на балалайке защипыванием струн выигрывают напев, украшают его глиссандированием на верхней струне, ритмическим варьированием, разнообразной акцентировкой и другими исполнительскими приёмами. Репертуар балалаечников состоит в большинстве из традиционных наигрышей под пляску и проходку, поздних городских лирических песен (балладного и романсового типа), современных авторских популярных мелодий.

Гитара - струнный щипковый инструмент, привнесённый из Европы сначала в города, затем и сёла России. В отличие от европейской 6 – струнной гитары, русская семиструнная гитара, является инструментом, предназначенным для аккомпанемента вокальной музыке позднего городского происхождения, в том числе и авторской (романсам, балладам, студенческим м другим городским песням различного содержания). Поэтому настрой её верхней части струн – терцовый. Такая гитара на юге России хорошо сочетается в ансамблях с балалайкой, мандолиной и гитарами такого же типа. Высота настройки в быту определяется рабочим диапазоном голоса или ансамбля.

 

САМОЗВУЧАЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ЗВУКОВЫЕ ОРУДИЯ

Гармонь [11]– повсеместно распространённый музыкальный инструмент. В России в каждой области встречается несколько видов этого инструмента. Гармошка в виде детской игрушки попала в Россию в 30-е годы Х1Х века в руки тульских мастеров, которые усовершенствовали её, после чего она быстро распространилась сначала на юге страны. В каждой местности гармошка прошла свой путь усовершенствования и адаптации в традиционной культуре. Почти везде она заменила более древние традиционные инструменты, впитав в себя не только местный репертуар, но и фактуру, приёмы развития и т.д. К началу ХХ века в России бытовал не один десяток разновидностей гармони, названный чаще по месту происхождения и бытования, - Елецкая, Бологовка, Вятская тальянка, Касимовская, Саратовская, Тульская и др.[12] Они отличались между собой различным диапазоном, строем, набором басовых звуков и аккордов, количеством рядов кнопок в правой руке, наличием колокольчиков, величиной меха, а главное – количеством планок, составляющих один звук (от 1 до 8), от чего зависела громкость и тембр инструмента. Кроме того, существует 2 вида гармошек: одни имеют один звук при сжиме и разжиме меха, другие – разные звуки.

Самые ранние из гармошек называются «тальянками». Это однорядные диатонические гармоники с колокольчиками бытовали раньше во многих областях. В настоящее время повсеместно широко распространена диатоническая двухрядная гармонь «хромка». Среди мастеров игры на гармошке особо ценятся «любительские» кустарные инструменты.

Репертуар российских гармонистов состоит из традиционных наигрышей под пляску (Барыня или Русского, Сударушка, Цыганочка, Камаринского, Елецкого с пением частушек), под проходку (Продольного, Матушка, Ветлужского, Сормака, Сокольского, Растащиха и др. местные названия страданий), танцев (Вальсов, Польки, Краковяка, Падэспани, Реченьки и др.) и кадрильных (Сени, Светит месяц, По улице мостовой и др.) Кроме того, гармонисты играют и песни разных жанров (в том числе и современные авторские), аккомпанируя пению на праздничных гуляниях и застольях.

Береста – также относится ксамозвучащиминструментам ( свободныйаэрофон ). Представляет собой тонкуюполоску бересты, которую зажимают между ладонями и исполняют посвисты птиц (если используют в качестве охотничьего манка), а также для украшения плясовых мелодий в ансамбле с другими инструментами.

Варган – («ротанка», «зубанка»), щипковый идиофон. По форме бывает двух видов: подковообразный (кованный из металла) и пластинчатый (из твёрдого дерева, кости или металла). Но принцип звукоизвлечения один – упругая пластина закрепляется одним концом к одной стороне инструмента, а к второму привязан шнурок, за который нужно дёргать для его вибрации (или просто защипывать пальцем). Варган берут в рот и во время игры артикулируют, извлекая разные по высоте звуки. Раньше этим инструментом забавлялись девушки и дети. В настоящее время исчез из повседневной музыкальной практики у русских. Однако у соседних народов продолжает своё существование.

 

 


[1] Музыкальный инструмент от звукового орудия отличается более сложной конструкцией, технологией изготовления и исполняемой на нём музыкой. Например, сравнив любой струнный инструмент (балалайку, скрипку, гусли) и его музыкальные возможности с берестой, нашейным колокольчиком или колотушкой ночного сторожа, легко понять разницу. Однако все они используются в народной музыкальной практике, поэтому и занимают своё особое место в классификации.

[2] Несмотря на древность, эти инструменты и звуковые орудия бытуют и сейчас (например, среди охотников).

[3] Для того, чтобы добыть хищника, имитируют голос животного или птицы, на которого тот охотится.

[4] Каждая собака знает сигнал своего хозяина, что даёт ей возможность быстро найти его в лесу, несмотря на то, что охотясь на белок, зайцев, уток, она может убежать от хозхяина далеко (за несколько километров).

[5] О пастушьем барабане подробно будет сказано ниже.

[6] Из сука звонкого дерева (или из ствола молодого деревца) делают заготовку нужной длины и диаметра. Затем при помощи топора раскалывают её вдоль на две половинки и выбирают внутренний жолоб до нужной толщины игровой трубки. После этого специальным металлическим прутком («жигалом»), раскалённым на огне, полируют внутреннюю поверхность и прожигают игровые отверстия изнутри (у владимирских рожков). Временно склеивают две половинки инструмента и проверяют на звонкость и строй. Если труба или рожок удались, то их склеивают уже более прочным клеем и обматывают сверху распаренной берестой, плотно закрывая все щели.

[7] Пастухи-отходники нанимались («рядились») на сезон пастьбы (как правило, с Егорьева дня до Покрова) в другие деревни, районы и области. Отходнические промыслы были распространены в средней нечернозёмной полосе России – там, где земля не могла прокормить крестьян, и они уходили в города или другие области наниматься на работу бурлаками, камнетёсами, вальщиками, плотниками, портными, горничными пр.

 

[9] На лубочных картинках, старинных гравюрах встречается много изображений этого инструмента и даже есть описания приёмов игры на них.

[10] Относится к самозвучащим (идиофонам) фрикционным инструментам.

[11] Гармонь относится к группе пневматических самозвучащих инструментов, так как источником звука в нём является металлическая планка с проскакивающим язычком, которая колеблется под действием воздушной струи (вторичный признак).

[12] Гармонь «Хромка» называется по материалу клапанов (из хрома – особая выделка кожи), а не по хроматическому звукоряду, как думают, исходя из её названия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: