Тема 2: Специфика расчета издержек для реализации коммерческого мероприятия (лекция и семинар)
Вопросы для проведения фронтального экспресс-контроля
1) Что представляют собой постоянные издержки?
Правильный ответ: постоянные издержки - это те издержки, которые нельзя изменить в краткосрочном периоде, и потому они остаются одними и теми же при небольших изменениях объемов производства товаров и услуг.
2) Что такое общие издержки?
Правильный ответ: Общие издержки – расходы на приобретение всего объема ресурсов, который фирма использовала для организации производства определенного объема продукции.
3) Что такое средние издержки?
Правильный ответ: средние издержки – издержки на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на объем изготовленной за этот период времени продукции.
4) Что такое эффект масштаба?
Правильный ответ: эффект масштаба – рост масштабов годового выпуска продукции в определенных пределах, ведущий к снижению средних издержек производства, что позволяет либо получать больше прибыли с единицы товара при неизменных ценах, либо снижать цену, чтобы завоевать бóльшую долю рынка и получать бóльшую величину прибыли.
5) Что такое альтернативные издержки?
Правильный ответ: альтернативные издержки – ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.
6) Для чего необходимо учитывать альтернативные издержки при разработке бизнес-плана?
Правильный ответ: учет альтернативных издержек при разработке бизнес-плана дает возможность оценить реальные затраты на коммерческое мероприятие, то есть не только явные (измеряемые, которые можно внести в отчетность), но и неявные затраты, которые отражают величину упущенного дохода от занятия альтернативным мероприятием.
7) Каким способом можно измерить альтернативные издержки?
Правильный ответ: альтернативные издержки можно измерить величиной реального (при разработке бизнес-плана и расчете предполагаемой эффективности коммерческого мероприятия – потенциального) упущенного дохода.
Например, предприниматель, организуя коммерческую деятельность, часто не учитывает собственные трудовые затраты (затраты времени, приложенные усилия и т.п.). Однако если эти затраты труда сопоставить с альтернативной наемной занятостью (предположить, что предприниматель работает это время в качестве наемного работника и получает доход), то предполагаемый доход (упущенный доход) и составит сумму альтернативных издержек.
Другой вариант – предположить, что предприниматель передает исполнение данных функций другому лицу (затрачиваются время и энергия другого субъекта) за определенное вознаграждение. Сумма вознаграждения и составит величину альтернативных затрат.
Поэтому наиболее целесообразный способ измерения альтернативных издержек – измерение неявных затрат (в нашем примере трудовых затрат) путем сопоставления их с явными затратами или упущенным доходом.
При оценке эффективности инвестиционного проекта альтернативные издержки можно измерить разницей между величиной дохода от одного и другого (альтернативного) мероприятия. Если величина дохода альтернативного мероприятия будет выше, например, на 10 тыс. руб., то при расчете эффективности первого мероприятия к общим затратам нужно прибавить 10 тыс. руб. (величину упущенного дохода).
Ответы на вопросы оцениваются по критерию «зачтено/не зачтено». Зачтено = 1 балл.