В Российской Федерации. В статье проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих привлечение иностранных инвестиций

И.Г. ТЮТЮННИК

 

В статье проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих привлечение иностранных инвестиций. Сегодня доля иностранных инвестиций в экономику России существенно уменьшается. И в связи с этим необходимо на законодательном уровне сформулировать положения, позволяющие стимулировать привлечение иностранного капитала. Одним из правовых инструментов решения поставленной проблемы является оптимизация налогового, гражданского законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, а также принятие отдельных законов, регулирующих реализацию международных обязательств.

 

По данным Росстата, по сравнению с докризисным 2007 г. приток инвестиций в российскую экономику сократился на 14,2%. Имеет место устойчивая тенденция снижения уровня прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в последующие годы. Так, в 2010 г. доля прироста иностранных инвестиций к 2009 г. снизилась еще на 5,5% <1>.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Конституцией (ч. 4 ст. 15), Гражданским кодексом (ч. 1 ст. 7), Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами России <2>.

Отдельно следует отметить ряд существенных недостатков, присущих действующей в настоящее время нормативной базе в данной области. Во-первых, это несоответствие ряда положений правовых актов провозглашенному либеральному курсу на привлечение иностранных инвестиций в страну. Имеющиеся противоречия налоговых норм общероссийских инвестиционных законов и норм, касающихся непосредственно налогообложения иностранных инвестиций, недостаточная проработанность и частая смена различного рода правовых норм в области инвестирования иностранного капитала, несоответствие ряда положений российских актов действующим за рубежом положениям в области регулирования иностранных инвестиций, в частности применения административно-правовых методов регулирования, не позволяют привести в некое соответствие действия участников рыночных отношений в условиях конкуренции, в том числе обеспечение свободного доступа на национальный рынок иностранных товаров и капиталов, свободное перемещение ресурсов из одного государства в другое. Сюда же можно отнести либерализацию режима иностранных инвестиций, запрещение различных проявлений монополизма с целью защиты условий конкуренции на национальном рынке, введение разумных ограничений в отношении иностранных инвесторов в виде установления контроля за действиями иностранных лиц - инвесторов, наложение определенных запретов и ограничений на инвестиции, обеспечение "легальности" ограничений за счет соответствующих нормативных актов и т.д. <3>.

В 1999 г., так же как и в 1991-м, практически одновременно принимаются два закона об инвестициях. Сначала вводится в действие Закон об инвестиционной деятельности, а потом - Закон об иностранных инвестициях, в котором содержатся новые понятия: "инвестиционный проект" и "приоритетный инвестиционный проект". Понятийный аппарат Закона об иностранных инвестициях недолго нес в себе знаки отличия от понятийного аппарата Закона об инвестиционной деятельности. Сразу после принятия Закона об иностранных инвестициях принимаются дополнения и изменения в только что принятый Закон об инвестиционной деятельности, в котором не только введены новые понятия, но и воспроизводится в редакции принятого Закона об иностранных инвестициях норма о так называемой дедушкиной оговорке. Она устанавливается на срок от 3 до 5, реже до 7 - 10 лет.

Целью "дедушкиной оговорки" является сохранение внутреннего законодательства принимающего инвестиции государства без изменений по состоянию на момент заключения инвестиционного соглашения, в результате чего изменения внутригосударственного права не будут применяться к инвестору в рамках его деятельности по инвестиционному соглашению. В результате инвестор защищен от риска, связанного с содержанием будущего одностороннего изменения государством, принимающим инвестиции, законодательства, так как в отсутствие такого положения суверенное государство вправе изменять свое законодательство любым образом, в том числе если это затрагивает интересы инвестора. Таким образом, стабилизационная оговорка направлена на защиту интересов инвестора от различных изменений, включая изменения в налогообложении, экологическом регулировании и других сферах.

Однако в связи с использованием "дедушкиной оговорки" возник вопрос о том, может ли положение соглашения ограничить законодательный суверенитет государства на продолжительный срок.

С точки зрения теории интернационализации "дедушкина оговорка" основана не на положениях внутригосударственного права, а действует в силу применимости к инвестиционному соглашению внешней системы права, обеспечивающей действительность как стабилизационной оговорки, так и соглашения в целом.

На ухудшение качества правового регулирования иностранных инвестиций после принятия Закона об иностранных инвестициях и Закона об инвестиционной деятельности, принятых в 1999 г., указывали известные специалисты в этой области правового регулирования <4>.

В Российской Федерации при определении режима деятельности иностранных юридических лиц в стратегически важных отраслях народного хозяйства страны применен критерий контроля. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <5> регулирует отношения, связанные с осуществлением инвестиций в форме приобретения акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение. Кроме того, названный Закон регулирует отношения, связанные с совершением сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами (ч. 1 ст. 2).

Указанный Закон устанавливает запрет на совершение сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственными обществами стратегического значения, не только для иностранных государств и международных организаций, но также и для организаций, находящихся под их контролем (ч. 2 ст. 2). Названные лица (иностранные государства, международные организации и организации, находящиеся под их контролем) не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля. В случае совершения сделок, результатом которых явится приобретение 25% голосов в хозяйственном обществе, имеющем стратегическое значение, либо иной возможности блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, эти сделки подлежат согласованию в порядке, предусмотренном законом, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (ч. 3 ст. 2).

Принятие Закона о стратегических инвестициях означает применение метода регулирования, характерного для системы рыночных отношений. Этот метод антимонопольного регулирования использован и в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) "О защите конкуренции" <6>.

Правительство Российской Федерации координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций <7>.

При подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов по привлечению иностранных инвестиций в Российскую Федерацию они в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации. Порядок проведения указанной экспертизы определяет Президент Российской Федерации <8>.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: