Вопросы
1. Какие функции выполняют установки индивида? Приведите примеры для каждой функции установки.
2. В каком смысле структура установки может быть более или менее согласованной?
3. Каким образом установки в отношении объектов и установки в отношении других людей соотносятся в сознании индивида?
4. При каких условиях поведение, противоречащее установке, может привести к ее изменению?
5. При каких условиях установки успешно предсказывают поведение?
Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.
Литература
1. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003, гл. 8. 13.
2. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 8.
3. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.:КСП+, 1999, с. 100-119.
Тема 10. Научные понятия и «психология здравого смысла».
Студенты, готовясь к занятию, знакомятся со статьей С. Московиси и М. Хьюстона «От науки – к здравому смыслу», анализируя основные идеи. Далее, пользуясь предложенной в статье схемой для сравнения информативного и репрезентативного мышления, которую они получают в виде раздаточного материала, они анализируют ряд статей, посвященных проблемам социального познания, опубликованных в научных и научно-популярных журналах. Цель этого анализа – найти признаки информативного и репрезентативного мышления в исследуемых текстах.
Сравнение информативного и репрезентативного мышления
Информативное мышление | Репрезентативное мышление |
Понятия и знаки | Образы и символы |
Эмпирическая валидность | Валидность, основанная на консенсусе |
Господствует «как?» | Господствует «почему?» |
Фиксированные типы выводов | Выбор типа выводов свободный |
Ограничение последовательности мыслительных актов | Гибкая последовательность мыслительных актов |
Использование определенных синтаксических форм | Свободный выбор синтаксических форм |
Вопросы:
1. В чем отличие научного мышления от обыденного мышления
2. Почему эти два вида мышления отличаются друг от друга?
3. Какие характеристики должны доминировать в научном тексте?
4. Какие функции выполняют эти характеристики?
Литература
1. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. гл. 12. 13, 14.
V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
Текущая работа | ||
1. | Освоение материала практических занятий | Ответы на вопросы к занятиям. |
2. | Освоение тем самостоятельно | Аудиторная контрольная работа «Словарь терминов» |
3. | Освоение тем самостоятельно | Контрольная (аудиторная) работа (проверка уровня усвоения знаний) |
4. | Анализ и структурирование информации | Проверка конспектов литературы, включенной в обязательный список |
Поиск, анализ, структурирование информации | Отчет по заданиям по построению теоретических схем анализа социально-когнитивных проблем и планированию эмпирических исследований | |
5. | Освоение тем самостоятельно | Тест |
.
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ