VII. Учебный словарь дисциплины

 

Ассимиляция – тенденция, проявляющаяся в процессе изменения установки и состоящая в том, что реципиент воспринимает позицию коммуникатора как более близкую к своей собственной позиции, чем это есть в действительности.

Атрибутивная предрасположенность в пользу своего «Я» - тенденция человека считать, что положительные моменты его поведения определены внутренними ресурсами, а негативные обусловлены внешними обстоятельствами.

Аттитюд (социальная установка) – психологическая тенденция, проявляющаяся в оценке некоторого социального объекта с известной долей одобрения или неодобрения.

Аттитюдная избирательность – тенденция к избирательному вниманию, переработке и запоминанию информации, соответствующей установке индивида.

Вера в справедливость мироустройства - общее представление, что в целом люди получают то, что заслуживают.

Групповое сознание – представление об надындивидуальной природе и независимости коллективного разума группы.

Заметность («выпуклость») – отличительные признаки персоны относительно контекста

Иллюзорная корреляция – переоценка значимости связи между обычно не связанными переменными, возможная когнитивная основа стереотипа.

Имплицитные установки – оценочные тенденции, которые могут влиять на поведение и суждения субъекта, хотя он не осознает этого.

Категория – объединение двух или более объектов, рассматриваемых сходным образом.

Каузальная атрибуция – процесс умозаключения, посредством которого наблюдатели приписывают некий эффект одной или более причинам.

Когнитивный диссонанс – центральное понятие теории когнитивного диссонанса Фестингера. Отрицательно эмоционально окрашенное состояние активации, обусловленное наличием когниций, не совместимых друг с другом.Такое состояние побуждает субъекта уменьшить переживаемый диссонанс, делая когнитивные структуры более согласованными.

Ошибки атрибуции – тенденции в приписывании причин поведения, не совпадающие с законами формальной логики.

Предрассудок (предубеждение) – уничижительная установка или набор установок в отношении всех или большинства членов группы.

Принцип ковариации – по теории каузальной атрибуции Келли субъект, мотивированный и располагающий временем, может осуществить атрибуции, наблюдая согласованность изменений события и его возможной причины.

Принцип обесценивания – предполагает, что роль данной причины в возникновении события снижается, если существуют другие «правдоподобные» объяснения.

Проверка социальной гипотезы – проверка предположений в ходе социально мотивированных процессов внимания, поиска информации, логического рассуждения и запоминания (часто избирательного).

Прототип – то, что наиболее точно характеризует категорию.

Различия между деятелем и наблюдателем – положение, согласно которому люди, выполняющие какое-либо действие, приписывают причины своего поведения внешним условиям, а те, кто за ними наблюдает, - устойчивым личностным чертам.

Самореализующееся пророчество – исходно ошибочное убеждение приводит к заложенному в нем результату.

Самоэффективность – представления индивида о своей способности выполнять определенные действия.

Социальная идентичность – представление человека о том, кем он является, определяемое членством в группах.

Социальное сравнение – сравнение собственного поведения с поведением других людей с целью оценки его точности и адекватности.

Социальные представления – представления, разделяемые многими членами общества, включают в себя как информацию, так и ее преобразования.

Стереотип – убеждения относительно личностных черт и поведения представителей определенной социальной группы.

Структура установки – отображения установки в памяти, такие как полярность, размерность и степень согласованности ее отдельных компонентов.

Сценарий – структура знания, отображающая типичный способ поведения в определенной ситуации.

Теория самовосприятия Бема – индивиды приходят к пониманию своих установок посредством атрибутивных суждений, так же, как и внешний наблюдатель.

Теория самокатегоризации – подчеркивает влияние Я-определений различной степени абстрактности (индивидуальный, групповой, общечеловеческий уровни) на суждения и поведение.

Теория структурного баланса Хайдера – предполагает, что индивиды стремятся к поддержанию и восстановлению равновесия между своими знаниями. Используется для объяснения отношений между сходством установок и межличностными симпатиями.

Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность наблюдателя недооценивать роль ситуативных факторов и переоценивать роль личности в поведении.

Функция поддержания самооценки – рассмотрение себя как связанного с чем-то положительным и не связанного с чем-то отрицательным.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: