double arrow

Проверки исправности гидрометрической вертушки



ЦЕЛЬ РАБОТЫ: требуется выполнить проверки исправности ходовой части вертушки и ее сигнальной электрической системы и дать заключение о пригодности вертушки для измерения скоростей течения воды.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

1. Выполняется разборка вертушки и производится тщательный внешний осмотр всех деталей ее ходовой части. Проверяется чистота контактной камеры (червячной шестерни и контактной пружины). Производится сборка вертушки.

2. Проверяется правильность сборки вертушки. При правильной ее сборке лопастный винт в нормальном (горизонтальном) и слегка наклонном положении должен сделать несколько оборотов от легкого дуновения воздуха.

3. Выполняется проверка центрованности оси вертушки испытанием на биение корпуса и биение оси. Для чего необходимо зажать винт в одной руке (рис. 24а, б), а другой вращать корпус или ось: на неисправность укажет биение конца корпуса или оси.

4. Проверка допусков посадочных размеров выполняется наблюдением за изменением легкости хода винта при переводе вертушки из вертикального в горизонтальное положение (рис. 24в). Для этого, держа вертушку за корпус, ставят ее вертикально, приводят в движение винт и постепенно поворачивают прибор в горизонтальное положение. Если при этом легкость хода винта не будет изменяться, вертушка исправна.




5. Контроль неизменности момента сил трения ходовой части вертушки, который зависит от состояния оси и подшипников, выполняется по способу выбега или по числу свободных колебаний винта.

6. Испытание по способу выбега производится следующим образом. Вертушку закрепляют на штанге на высоте 1,1 м от пола. На соединительную гайку вертушки навивают нить длиной 100 см с грузиком массой 100 г. Затем груз отпускают и в момент, когда вся нить сойдет с гайки, пускают секундомер. В момент остановки свободного вращения винта секундомер выключают. Разница в продолжительности свободного вращения Т по двум испытаниям не должна превышать 20%. Полученное время (меньшее из двух) сравнивают со временем То, которое устанавливается перед началом эксплуатации вертушки. Если продолжительность свободного вращения по сравнению с То уменьшится на более чем в 1,5 раза, вертушка признается исправной. Для контроля трения ходовой части вертушки по числу свободных колебаний винта к обрезу лопасти крепится дисбаланс – грузик массой 1 г, под действием которого винт совершает свободные колебания. Исправному состоянию вертушки соответствует следующее число полных (двойных) колебаний винта: 5 – для вертушки ГР-21М и 4 – для вертушки ГР-99.



Рис. 24. Проверка исправности ходовой части вертушки:

а – проверка центрованности оси испытанием на биение корпуса; б – проверка центрованности испытанием на биение оси; в – проверка допусков посадочных размеров

7. Проверка исправности сигнальной электрической системы выполняется испытанием действия контактного механизма. Для этого производят сборку электрической схемы прибора. При вращении рукой лопастного винта в момент срабатывания контактного устройства должен получится громкий звуковой или ясный световой сигнал. Если окажется, что все внешние контакты надежны, а сигналы остаются слабыми и прерывистыми, то необходимо произвести регулировку прилегания контактной пружины к червячной шестерне.

8. По результатам испытаний вертушки составляется ведомость обнаруженных неисправностей и дается заключение о возможности использования ее для измерения скоростей течения воды.



Сейчас читают про: