(1)Ребята отправились за грибами в лес, находившийся на другом берегу реки. (2)Они шли по тропинке вдоль речки, мост через которую был на другом конце посёлка. (3)С правой стороны реки, над обрывистыми скло-нами, шли сады и огороды. (4) Тропинка была довольно хорошая, и шести-летний Лёсик без особого труда поспевал за всеми.
(5)Внезапно впереди показалась собака, сидевшая чуть повыше тропы и грызшая большую кость с круглой шишкой на конце. (6)Собака была большая и бездомная. (7)Это было видно по жёлтой шерсти, свалявшейся грязными комьями. (8)И ещё по тому, как она спокойно расположилась здесь, на диком берегу речки.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Русский язык. 8−9 класс. Вариант 90702 |
(9)Это была опасная встреча. (10)Ребята, остановившись, молча уста-вились на собаку. (11)Собака тоже перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.
(12)Чик мельком подумал, что она сейчас похожа на старого капитана
с трубкой. (13)Чик про него читал какую-то книжку, но сейчас он не мог вспомнить, что это была за книжка. (14)Там был такой старый капитан: вид у него был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.
(15)Конечно, могло оказаться, что и эта собака добрая, но кто её знает. (16)Ребята молча бесконечные мгновения смотрели друг на друга, никто не решался ступить ни шагу, и всем от этого делалось всё страшней и страшней.
– (17)Чик, я боюсь, – тихо сказала Сонька, загораживаясь от собаки большой корзинкой, которую несла всю дорогу.
– (18)По-моему, она бешеная, – сказал Оник.
(19)Чик сам об этом подумал, однако решил, что сейчас правильней будет отрицать это, чтобы его маленькую команду не охватила паника. (20)Кроме того, ему не хотелось соглашаться с Оником, которого он считал трусоватым и давно пытался «перевоспитать».
– (21)У бешеной должна быть красная слюна, – сказал Чик.
– (22)Бешеные бегут к воде, – сказал Оник, – а она видишь куда пришла?
– (23)Глупости, – сказал Чик и, помертвев от страха, двинулся вперёд. (24)Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой
собакой, которая только смотрит, и молчит, и даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл. (25)Но сейчас, на глазах у всех, он этого сделать не мог. (26)Чик, почти не шевеля опущенными вниз руками,
с виду довольно уверенно проходил опасное место. (27)Хотя он не смотрел в сторону собаки, но краем глаза внимательно следил за ней и видел, что она тоже следила за ним. (28)Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней, а заострённые зубы всё шире открывают красную полоску пасти.
«(29)Она похожа на старого капитана, – упрямо повторял про себя Чик. – (30)А старый капитан никогда никого не кусает, потому что он добрый».
(31)Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух. (32)Теперь все ребята на той стороне завидовали ему. (33)Чик дал знак Онику идти. (34)Оник продолжал стоять.
– (35)Ну, давай, Оник, шевелись! – сказал Чик.
(36)Оник тоскливо смотрел на Чика и даже не пытался сойти с места. (37)И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе. (38)Он мужественно проковылял мимо собаки и подошёл к Чику.
– (39)Молодец, Лёсик, – сказал Чик и обнял его. (40)Лёсик благодарно засопел.
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Русский язык. 8−9 класс. Вариант 90702 |
(41)Сонька не захотела оставаться одна и взяла Оника за руку. (42)Так, взявшись за руки, как маленькие, они вдвоём перешли опасное место.
– (43)Возьми у Соньки корзинку, – сердито сказал Чик, обращаясь
к Онику.
– (44)За что? – обиженно спросил Оник.
(45)Чик выразительно посмотрел на него, напоминая, что он струсил.
(46)Оник понял его намёк, но не принял его за уважительную причину.
(47)Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести.
(48)Сам он изо всех сил старался выглядеть храбрее, чем был на самом деле.
(49)И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость. (50)А Онику это и в голову не приходило. (51)Вот и теперь он глядел в недоумении на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен.
(52)Немного подумав, он сказал:
– (53)Чик, я не струсил, просто я осторожный. (54)Собаку можно было и обойти.
– (55)Ничего, Чик, я сама корзинку понесу, – вмешалась Сонька. (56)Она любила, чтобы всё было хорошо.
(по Ф.А. Искандеру)*
*Фазиль Абдулович Искандер (1929–2016) –известный российский прозаик,
переводчик и поэт, автор цикла повестей «Детство Чика».
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чик пошёл мимо опасной собаки?»
1) Чик не боялся собаки.
2) Чик не хотел показаться трусом в глазах ребят.
3) У Чика не было времени, чтобы пойти другим путём.
4) Чик решил выяснить: добрая эта собака или злая?
Ответ:
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Лиля держалась как на самом настоящем концерте: она вышла уверенным шагом, с независимо поднятой головой, строго покло-нилась.
2) Я не слышала, как он играл: я с ума сходила от волнения, хотя знала о том, что Лёва никогда не ошибается на концертах.
3) У Лёвы был совсем не артистический вид, нет, пожалуй, артистическим было только лицо, абсолютно отсутствующее.
4) Лёва начал играть на кларнете «Рассказ Франчески», который мне очень нравился.
Ответ:
© СтатГрад 2017−2018 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Русский язык. 8−9 класс. Вариант 90702 |
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Обида перехлестнула во мне страх: за что они так со мной, что я им сделал?
2) Вадик хорошо бросал биту, но я бросал лучше, точнее.
3) Конечно, я не позволял себе чересчур увлекаться игрой на деньги, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю.
4) Выиграв рубль, я убегал, покупал на поселковом рынке литровую баночку молока, неторопливо обедал и садился за уроки.
Ответ:
Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Чем больше Том старался сосредоточиться на уроке, тем больше приходили в разброд его мысли.
2) За окном, в жарком солнечном блеске, зеленели курчавые склоны гор;