double arrow

Прагматическая концепция бизнеса

СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА БИЗНЕС

Концепции бизнеса

Какому бы делу ни отда­вался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он связан с бизнесом. Чтобы понять, почему так происходит важно обратиться к различным теоретическим толкованиям бизнеса как явления. Условно все они могут быть объединены в три основные концепции: позитив­ную, критическую, прагматическую.

Критическая концепция бизнеса - восноведанной концепции лежит тезис о несовместимости и противоречивости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес.

Основывается данная концепция на следующих положениях:

1. Критическая концепция биз­неса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономи­ке (иногда говорят о том, что бизнес — это атрибут рынка).

2. Критическая концепция бизнеса определяет данное явление как одну из многих разновидностей человеческой деятельности. В повседневной жизни бизнес, по мнению сторонников рассматриваемого подхода, соседствует с действиями людей, которые ни при каких обстоятельствах не могут расцениваться в качестве бизнеса. Из сферы бизнеса исключаются наемный труд во всех его формах, деятельность некоррумпированных государствен­ных служащих, любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство), а также здравоохранение, образование, просвещение, общественная и религиозная деятельность.

Критерием разграничения бизнеса и «небизнеса» выступает извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы в действиях людей. Бизнес, направлен исключительно на получение прибыли, а получить прибыль может, образно выражаясь, лишь тот бизнесмен, кто сумеет отыскать кратчайший путь к чужому карману. Соответственно «небизнес» на извлечение прибыли не нацелен.

Подход, согласно которому бизнес представляет собой деятельность людей, направленную исключительно на получение доходов или прибыли, имеет чрез­вычайно широкое распространение среди обывателей, он постоянно воспроиз­водится в средствах массовой информации. Следствием этого является то, что извлече­ние прибыли одной группой людей превращает другую группу людей в финансо­вых доноров.

В недавнем прошлом такой подход разделяли многие люди, и он состав­лял основу принятых в обществе моральных норм.

Считалось, например, само собой разумеющим­ся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не извлечением прибыли, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и постро­ения будущего

Можно выделить следующие составляющие критической кон­цепции бизнеса:

· бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих ко­рыстных интересов остальным людям;

· бизнес — это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;

· бизнес — это нежелательный компонент жизни людей в целом, потен­циальный рассадник криминогенных процессов;

· бизнес — исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

Именно на основе данной концепции в девятнадцатом веке сформировалась теория научного коммунизма, согласно которой рыноч­ная экономика и бизнес исторически обречены и должны со временем уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий. В этой коммунистической системе не будет частной собственности на средства производства, а потому нет и конкуренции интересов.

Позитивная кон­цепция бизнеса является полной противоположностью критической концепции бизнеса.

Суть данной концепции состоит в том, что биз­нес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для дру­гих людей. Он подчинен всеоб­щим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в сво­ей основе.

Такой подход весьма популярен в среде пре­подавателей многих американских университе­тов. И поскольку в системе бизнеса отсутст­вуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об огра­ниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени. Нет, стало быть, нужды ни в поиске альтернатив бизнесу, ни в построении ком­мунистического общества.

Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положи­тельные стороны явления, определяемого как «бизнес». Дан­ная концепция в разные времена лежала в основе многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в усло­виях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий.

Современное общество, по мнению приверженцев таких представлений, давно перестало отличаться социальными противоречиями и конфликтами, сотрясавшими мир в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в начале двадца­того века. Эти противоречия, действительно имевшие место в прошлом, в прошлом и остались. В странах с рыночно ориентированной экономикой лю­ди постепенно перестают конкурировать между собой за доступ к производ­ственным ресурсам, материальным и духовным благам, которые превращают­ся во всеобщее достояние, и к рабочим местам. В данных условиях государст­во направляет свою созидательную деятельность, главным образом, на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех», переориентируя ее с разреше­ния социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечных конкурентных столкновениях предпринимателей и неизбежной классовой борьбе работода­телей («капиталистов») с наемными работниками («пролетариатом»).

Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достига­ется с помощью справедливого распределения жизненных благ между члена­ми общества. Основой таких транс­формаций общественных отношений признается осознание государством от­ветственности перед всеми членами общества одновременно, которые, зани­маясь бизнесом во благо друг друга, совместно и целенаправленно способст­вуют укреплению и развитию национальной экономики.

Прагматическая концепция бизнеса

Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними пози­циями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных крайностей происходит лишь в рамках третьей из названных выше концеп­ций, а именно - прагматической концепции бизнеса.

Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому не зависимый от воли и желания этих лю­дей характер.

Сущность прагматиче­ской концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явле­ние, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказыва­ется, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, - выгодным людям, которые воспринимаются обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эго­истические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.

Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоре­чивости бизнеса как объективного явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения упо­мянутых противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рас­сматриваются однозначно отрицательно. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.

Выделяют следующие элементы прагматической концепции бизнеса:

· бизнес — это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом, он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой - стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

· бизнес — это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;

· бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которые вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям, с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческой общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;

· бизнес — это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

 

Концепции бизнеса

  Критическая концепция Позитивная концепция Прагматическая концепция
Цель бизнеса Корысть бизнесменов Всеобщее благо Удовлетворение потребностей участников рынка
Осуществляется в интересах Бизнесменов Всего общества И бизнесменов и общества
Явление в жизни общества Нежелательное Непротиворечивое Противоречивое

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: