Внешняя и внутренняя предпринимательская среда

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Эффективная (благоприятная) предпринимательская среда должна обеспечивать законопослушным предпринимателям необходимую экономическую свободу как первое и определяющее условие становления предпринимательства, которое дает возможность реализовывать основную функцию предпринимательской деятельности, т.е. производить и доводить до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение.

Главная проблема, мешающая становлению благоприятной предпринимательской среды в России – затянувшийся процесс перехода к рыночной экономике: старая административно-командная система управления разрушена, новая до сих пор находится в стадии формирования.

Как интегрированная сложная система, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, независимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Внешняя предпринимательская среда.

Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства в стране в целом. Внешняя предпринимательская среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Предприниматель лично не может изменить факторы внешней среды, но он может учитывать их воздействие в своей деятельности и приспосабливаться к ним.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие факторы (условия):

1. Экономическая среда. Сущность благоприятной для развития предпринимательства экономической среды состоит в установлении гарантий со стороны государства на осуществление законной предпринимательской деятельности. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм);уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию естественных монополий и т.д.

2. Политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства. Для развития предпринимательства требуется стабильность политической обстановки, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.

3. Правовая среда, которая четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии.

Государственное регулирование и поддержка предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: