Во-вторых – история – это наука о прошлом, где мнения, взгляды меняются

Конспект лекции №1

Тема 1: Введение в курс

План

1. История как наука

2. Методология, методы изучения

 

История как наука

Так что такое история? Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке.

Имя музы истории - Клио - произошло от греческого слова "прославляю". Первые летописи, хроники, биографии, в основном, прославляли правителей. Слово "история" (греч.) означает повествования о событиях и в настоящее время используется в двух смыслах:

Во-первых – это прошлое человечества, исторический процесс, где ничего нельзя изменить.

Во-вторых – история – это наука о прошлом, где мнения, взгляды меняются.

Наукой в современном понимании слова она стала в XVIII веке. В современной исторической литературе встречается до 30 определений предмета истории как науки. Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

На каких бы мировоззренческих позициях ни находились историки, все они используют в своих исследованиях научных аппарат, определенные научные категории. Важнейшая из них категория "историческое время" (в том числе периодизация). В этой категории любое событие можно измерить временными и пространственными характеристиками. История как процесс - это не просто множество рядом расположенных точечных событий, а именно движение от события к событию. Историческая наука имеет дело с фактами, составляющими основу исторического знания. Именно на фактах базируются представления и концепции. Историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Существует следовательно разнообразная интерпретация исторических фактов. Это позволяет иметь многообразное представление о фактах, что приближает нас к истине. Поскольку абсолютной истины не существует, движение науки идет от неполной, относительной истины к более полной.

Существует комплекс вспомогательных исторических дисциплин, каждая из которых изучает определённый вид исторических источников.

Исторический источник – это всё то, что несёт на себе непосредственный отпечаток прошлого, связанный с деятельностью человека, раскрывающий историю человечества.

Классификация исторических источников:

· вещественные, материальные (здания, сооружения и т.д.);

· письменные (летописи, договоры, эпистолярное наследие и т.д.);

· устные (фольклор);

· лингвистические (язык народа);

· этнографические (особенности быта и культуры);

· кино- фотодокументы.

Вспомогательные исторические дисциплины:

Археология (от гр.arhaios – древний) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чего восстанавливает социально-экономическую историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками. Археология оформилась к началу ХХ в. (до этого археология, изучающая античность, имела искусствоведческую направленность). Разделы археологии выделяются по эпохам (каменный век, бронзовый век и т.д.), иногда – по странам и культурно – историческим областям, по этническим признакам.

Этнография (от гр. ethnos –народ, племя) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов.

Эпиграфика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях.

Сфрагистика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

Ономастика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая имена собственные, а историческая ономастика – их историю.

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития. Получила название от гр. слов «хронос» - время и «логос» - учение, наука.

Цель исторической хронологии заключается в определении времени (дат) исторических событий и документов. Она исследует различные системы времясчисления в их развитии и взаимодействии, определяет, уточняет и проверяет даты источников, приводит их в соответствие с современной системой счёта времени.

Хронология развилась в определённую систему знаний из наблюдений за небесными явлениями и связанными с ними изменениями в земной природе. Она зародилась в древневосточных цивилизациях Египта и Вавилонии, достигла больших успехов в Греции и Риме и получила дальнейшее развитие в средневековую эпоху как в Европе, так и на Востоке, особенно в Средней Азии.

Научный интерес к хронологии определился в XVIII – XIX в. в связи с общим интенсивным развитием исторических исследований. Первые научные хронологические справочники появились в первой пол. ХІХ в., например, «Хронологические таблицы» П.В. Хавского. В начале ХХ в. в связи с возникшим вопросом о необходимости реформы календаря появляется ряд работ по хронологии Н.Д. Степанова. Особенно интенсивно хронология развивается в 30-е гг. ХХ в. в работах А.М. Большакова, Г.П. Саара, В.К. Никольского.

Изучая письменные источники, историк, прежде всего, должен проверить их подлинность и установить по возможности наиболее точную дату. Установление подлинности источника осуществляется с помощью различных исторических дисциплин. Правильная датировка источника в целом, его отдельных частей или отдельных сообщений и фактов невозможна без исторической хронологии. Достаточно привести несколько примеров, чтобы сказанное стало очевидным.

В различных изданиях, в том числе и учебного характера, можно встретить две датировки договора князя Олега с греками — 911 или 912 гг. Текст договора, дошедший до нас в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской), заканчивается указанием на время его составления: «Месяца сентября о 2, а в неделю 15, в лето создания мира 6420». Для точного перевода этой даты на современное лето - счисление необходимо выяснить, какой счет времени (мартовский, ультра мартовский или сентябрьский) употреблен в данном случае. При мартовском счете

времени договор датируется 912 г., а при ультра мартовском и сентябрьском — 911 г. Решить этот вопрос позволяет подробное указание самого текста на дату. Так как договор заключён в «неделю», т.е. в воскресенье, можно предполагать, что:

1. Это воскресенье было 15-м по счёту в данном году;

2. Из-за небрежности переписчика 15 и 2 поменялись местами и, следовательно, имеется ввиду 15 сентября, бывшее как раз вторым воскресеньем данного сентябрьского года;

3. Может быть, после цифры 15 пропущено слово «индикта» или вместо «индикта» указана неделя.

Рассмотрим каждую из указанных возможностей. Первое предположение отпадает сразу же, поскольку в мартовском году 15-е воскресенье пришлось бы на июнь, а в сентябрьском — на декабрь. Второе предположение невозможно, так как воскресенье 15 сентября в сентябрьском году могло быть третьим по счету, но никак не вторым. Кроме того, по таблицам, или по формуле Н. Г. Бережкова, можно убедиться, что 2 сентября 6420 г. по мартовскому стилю приходилось на среду, а 15-е - на вторник, по сентябрьскому, соответственно, на понедельник и на воскресенье, но это воскресенье никак не могло быть вторым по счёту.

Следовательно, можно уверенно заключить, что запись о дате договора содержит указание на индикт, а не на день недели. Индикт 6420 г. действительно 15, так как эта дата делится на 15 без остатка. Индикт 15 в данном случае указывает на сентябрьский год, так как для января — февраля и сентября — декабря мартовского года он будет равен 1. 6420 г. сентябрьского стиля соответствует 911 г.

С помощью различных хронологических расчетов была выяснена дата битвы с монголо-татарами на реке Калке в 1223 г., которая в разных источниках датируется 6731, 6732, 6733 и 6734 гг., т. е. в зависимости от календарного стиля, употребленного источником, была возможна датировка этого события в пределах

1222 – 1227 гг.

Случаи сложных и спорных датировок встречаются и при рабо те с источниками более позднего времени, в том числе и новейшего, поэтому знание исторической хронологии необходимо не только для историков изучающих древнюю и средневековую историю.

Метрология (от гр. «метрон» - мера) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры – длины, площади, объёма и веса – в их историческом развитии и взаимной связи. Задачей метрологии является изучение названий мер, истории сложения и развития различных систем измерения, приведение мер измерений, существовавших в прошлом у разных народов, в соответствие с современными метрическими мерами.

Как система конкретных знаний метрология зародилась в глубокой древности, т.к. без измерений было невозможно строить жилища, изготавливать орудия труда, оружие, одежду. В результате постоянно развивающихся связей, прежде всего торговых контактов между различными народами, отдельные меры и их системы распространились очень широко.

С помощью метрологии можно определить время и место создания источника, установить фальсификацию документа (в случае несоответствия упоминаемых в нём мер дате и месту его составления), а также решать некоторые другие вопросы критики источника.

Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и т.д.

Генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий, родословные.

Палеография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая развитие письменности (материалы и орудия письма, графическую форму письменных знаков, системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей). Способствует определению авторства, времени и места создания памятника.

Дипломатика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая структурные части и подлинность документов.

Археография – вспомогательная историческая дисциплина, разрабатывающая методику издания письменных источников.

Историография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: