Признаки недостатка анкеты

Анкетный опрос.

Анкета – определенным образом организованная структура вопросов, связанных с задачей исследования.

Анкетирование не используется в психологическом исследование как самостоятельный метод исследования. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. На содержание высказываний респондента влияют неосознаваемая мотивация и установки. Анкетирование используется как правило вначале исследования для ориентировки в ситуации исследования.

Виды вопросов анкеты и правила их формулирования.

По содержанию:

  1. Вопросы о фактах поведения в прошлом или настоящем, о деятельности (самого обследуемого и др. лиц) и продуктах деятельности.
  2. О мотивах, оценках, отношению к событиям.
  3. Вопросы, связанные с объективными характеристиками человека (пол, возраст, профессиональный стаж и тд.)

Правила, помогающие составить анкету:

  1. Дробление вопросов на более детализированные.
  2. Использование проективных вопросов (предлагантся проективная ситуация)
  3. Использование шкал, позволяющих измерить интенсивность мнений.

По форме:

  1. Открытые. Ответ на этот вопрос не регламентируется, может быть дан в любой форме. Преимущества: отсутствует навязывание мнения. Недостатки: сложность обработки (контент-анализом).
  2. Закрытые. Данные вопросы содержат формулировки, варианты ответов: дихотомические (да, нет), множественные. Преимущества: легкость обработки из-за однозначности ответов, возможность использования шкал оценки интенсивности суждений. Недостатки: навязывание мнения.

Правила, помогающие составить анкету:

  1. Предусмотреть все варианты ответов.
  2. Нежелательно комбинировать несколько идей в одном вопросе.
  3. Все ответы должны быть напечатаны на одной странице.
  4. Если много вариантов ответов, то разным группам испытуемых предлагать в перетасованном виде.
  5. Учитывать варианты уклонения от ответов: «Не знаю», «Трудно ответить» и др.
  6. «+» и «-«ответы должны быть уравнены по количеству.

Также по форме вопросы бывают:

  1. Прямые. Направлены на получение прямой информации от респондента, обращены непосредственно к опыту респондента(Вы боитесь темноты?)
  2. Косвенные. Косвенно обращаются к опыту обследуемого (Многие люди боятся темноты?)

По функциям:

  1. Фильтрующие. Функция: отобрать компетентных, подходящих для исследования респондентов (Если да, то….).
  2. Контрольные. Проверяют правильность ответов на основные вопросы анкеты.

Формы контроля:

· Контроль по частям: когда серия прямых вопросов направлена на один ответ.

· Когда реальная ситуация контролируется проективной ситуацией.

· Когда открытые вопросы фиксируются закрытыми и наоборот.

Общая композиция анкеты:

  1. Вводная часть. Обращение к респонденту. Указывается организация, проводящая анкетный опрос, цель исследования. Дается гарантия конфиденциальности, анонимности. Приводится инструкция и правило заполнения анкеты. Инструкция должна содержать мотивирующий компонент.
  2. Основная часть. Делится на блоки вопросов: от более легких к более сложным. Первая треть вопросов – вступительные (заинтересовывают респондента). Вторая треть – основные вопросы (трудные, связанные с мнениями, оценками и тд.). Третья часть - щепетильные, интимные вопросы. В конце – несложные вопросы, расслабляющие, но связанные с основной частью.
  3. Паспортичка. Пол, возраст, профессия, стаж работы и др.

Признаки недостатка анкеты.

Анализируются после пилотажного исследования анкеты.

  1. Недостаток порядка в анкетах (даны беспорядочные ответы, вследствие того, что вопрос не понят).
  2. Ответы типа «все или ничего». У всех респондентов одинаковые ответы.
  3. Большое количество средних вариантов ответов (не знаю, иногда).
  4. Большое количество каких-то комментариев.
  5. Большое количество отказов отвечать на вопросы (по причине некорректного составления вопросов, неграмотной вводной части)
  6. При изменении порядка вопросов получаются другие ответы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: