Анкетный опрос.
Анкета – определенным образом организованная структура вопросов, связанных с задачей исследования.
Анкетирование не используется в психологическом исследование как самостоятельный метод исследования. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. На содержание высказываний респондента влияют неосознаваемая мотивация и установки. Анкетирование используется как правило вначале исследования для ориентировки в ситуации исследования.
Виды вопросов анкеты и правила их формулирования.
По содержанию:
- Вопросы о фактах поведения в прошлом или настоящем, о деятельности (самого обследуемого и др. лиц) и продуктах деятельности.
- О мотивах, оценках, отношению к событиям.
- Вопросы, связанные с объективными характеристиками человека (пол, возраст, профессиональный стаж и тд.)
Правила, помогающие составить анкету:
- Дробление вопросов на более детализированные.
- Использование проективных вопросов (предлагантся проективная ситуация)
- Использование шкал, позволяющих измерить интенсивность мнений.
По форме:
|
|
- Открытые. Ответ на этот вопрос не регламентируется, может быть дан в любой форме. Преимущества: отсутствует навязывание мнения. Недостатки: сложность обработки (контент-анализом).
- Закрытые. Данные вопросы содержат формулировки, варианты ответов: дихотомические (да, нет), множественные. Преимущества: легкость обработки из-за однозначности ответов, возможность использования шкал оценки интенсивности суждений. Недостатки: навязывание мнения.
Правила, помогающие составить анкету:
- Предусмотреть все варианты ответов.
- Нежелательно комбинировать несколько идей в одном вопросе.
- Все ответы должны быть напечатаны на одной странице.
- Если много вариантов ответов, то разным группам испытуемых предлагать в перетасованном виде.
- Учитывать варианты уклонения от ответов: «Не знаю», «Трудно ответить» и др.
- «+» и «-«ответы должны быть уравнены по количеству.
Также по форме вопросы бывают:
- Прямые. Направлены на получение прямой информации от респондента, обращены непосредственно к опыту респондента(Вы боитесь темноты?)
- Косвенные. Косвенно обращаются к опыту обследуемого (Многие люди боятся темноты?)
По функциям:
- Фильтрующие. Функция: отобрать компетентных, подходящих для исследования респондентов (Если да, то….).
- Контрольные. Проверяют правильность ответов на основные вопросы анкеты.
Формы контроля:
· Контроль по частям: когда серия прямых вопросов направлена на один ответ.
· Когда реальная ситуация контролируется проективной ситуацией.
|
|
· Когда открытые вопросы фиксируются закрытыми и наоборот.
Общая композиция анкеты:
- Вводная часть. Обращение к респонденту. Указывается организация, проводящая анкетный опрос, цель исследования. Дается гарантия конфиденциальности, анонимности. Приводится инструкция и правило заполнения анкеты. Инструкция должна содержать мотивирующий компонент.
- Основная часть. Делится на блоки вопросов: от более легких к более сложным. Первая треть вопросов – вступительные (заинтересовывают респондента). Вторая треть – основные вопросы (трудные, связанные с мнениями, оценками и тд.). Третья часть - щепетильные, интимные вопросы. В конце – несложные вопросы, расслабляющие, но связанные с основной частью.
- Паспортичка. Пол, возраст, профессия, стаж работы и др.
Признаки недостатка анкеты.
Анализируются после пилотажного исследования анкеты.
- Недостаток порядка в анкетах (даны беспорядочные ответы, вследствие того, что вопрос не понят).
- Ответы типа «все или ничего». У всех респондентов одинаковые ответы.
- Большое количество средних вариантов ответов (не знаю, иногда).
- Большое количество каких-то комментариев.
- Большое количество отказов отвечать на вопросы (по причине некорректного составления вопросов, неграмотной вводной части)
- При изменении порядка вопросов получаются другие ответы.