3.1 Расчет, определение размеров руля.
Для расчета принимается простой обтекаемый прямоугольный двухопорный балансирный руль, который по сравнению с рулями других типов позволяет получить наименьшее значение момента на баллре.
| Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |
| Длина и осадка судна | L T | м м | Задана | 120,0 7,7 | |
| Площадь пера руля | F | м
| (0,013 0,019) LT
| 12,012 | |
| Относительное удлинение руля |
| Задано | |||
| Высота пера руля | h | м |
| 4,091 | |
| Ширина пера руля | b | м |
| 2,451 | |
| Коэффициент компенсации | k | (0,25 0,35)
| 0,26 | ||
| Расстояние от передней кромки руля до оси баллера | z | м | k b
| 0,637 | |
| Площадь балансирной части руля |
| м
| k F
| 3,123 |
3.2 Расчет гидродинамических сил, момента на баллере руля.
| Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |||||||
| Коэффициент попутного потока |
| (0,22 0,26)
| 0,25 | ||||||||
| Коэффициент влияния корпуса на руль | K
|
| 0,563 | ||||||||
| Диаметр гребного винта | D | м | Задан | 3.95 | |||||||
| Площадь винта, омываемая потоком винта |
| м
|
| 9,681 | |||||||
| Скорость судна | v
v
| уз м/с | Задана 1856v/3600 | 16,0 8,249 | |||||||
| Плотность забортной воды |
| кг/м
| [4, табл. 4] | ||||||||
| Осевая скорость винта относительно воды | v
| м/с | (1- ) v
| 6,187 | |||||||
| Мощность, затрачиваемая на вращение винта | N
| кВт | 0,98 N
| ||||||||
| Упор винта | P | кН |
=0,6 0,7
| 378385,3 | |||||||
| Коэффициент нагрузки винта по упору |
|
| 1,574 | ||||||||
| Коэффициент влияния винта на руль | K
|
| 2,27 | ||||||||
| Угол поворота руля от среднего положения |
| град | |||||||||
| Коэффициент сопротивления | C
| [7, табл. 6.1] | 0,03 | 0,04 | 0,06 | 0, 09 | 0,17 | 0,27 | 0,385 | ||
| Коэффициент подъемной силы | C
| 0,25 | 0,53 | 0,835 | 1,06 | 1,11 | |||||
| Коэффициент центра давления | C
| 0,23 | 0,245 | 0,265 | 0,285 | 0,365 | 0,33 | ||||
| Коэффициент нормальной силы | C
|
| 0,253 | 0,532 | 0,83 | 1,054 | 1,12 | 1,059 | |||
| Отстояние центра давления от передней кромки руля | s | м |
| 0,564 | 0,6 | 0,65 | 0,699 | 0,895 | 0,809 | ||
| Коэффициент гидродинамического момента | C
|
| 0,058 | 0,13 | 0,22 | 0,3 | 0,409 | 0,35 | |||
| Нормальная сила | N | кН |
| 135,37 | 284,686 | 444,153 | 564,021 | 599,339 | 566,697 | ||
| Гидродинамический момент относительно передней кромки руля | M | кН м
|
| 25,014 | 56,066 | 94,882 | 129,815 | 176,394 | 150,948 | ||
| Гидродинамический момент относительно оси руля | M
| кН м
|
| -9,92 | -10,392 | 5,559 | 34,707 | 154,399 | 97.375 | ||
| Коэффициент нормальной силы на заднем ходу | C
| (0,7 0,8) C
| 0,19 | 0,399 | 0,623 | 0,791 | 0,84 | 0,794 | |||
| Отстояние центра давления от задней кромки руля на заднем ходу | S
| м | (0,3 0,35)b
| 0,797 | |||||||
| Гидродинамический момент на заднем ходу судна | M
| кН м
|
| 5,058 | 10,621 | 16,584 | 21,056 | 22,361 | 21,136 | ||
| Гидродинамический момент для расчета | M
| кН м
| Принимается равным M (вся строка), если , или M (вся строка), если >
| -9,92 | -10,392 | 5,559 | 34,707 | 154,339 | 97,375 | ||
| Крутящий момент на баллере с учетом дополнительных внешних нагрузок | M
| кН м
| (1,1 1,2) M
| -13,347 | -13,983 | 7,48 | 46,698 | 207,744 | 131,018 | ||
| Момент на баллере руля с учетом трения в боковых опорах баллере и пяте руля | M
| кН м
| (1,15 1,2) M
| -11,606 | -12,159 | 6,504 | 40,607 | 180,647 | 113,929 |
3.3 Расчет рулевого привода, мощности насоса.
| Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | ||||||||
| Диаметр баллера |
| м | ,
| 0,265 | ||||||||
| Начальный радиус румпеля |
| м |
| 0,331 | ||||||||
| Давление масла в цилиндре привода |
| МПа |
| |||||||||
| Число пар цилиндров привода |
| |||||||||||
| КПД привода |
| [7, рис. 6.6] | 0,28 0,54 0,67 0,75 0,77 0,78 0,77 | |||||||||
| Диаметр плунжера |
| м |
| 0,14 | ||||||||
| Ход плунжера при перекладки руля с борта на борт |
| м |
| 0,382 | ||||||||
| Объем масла, подаваемый в цилиндры рулевого привода при перекладке руля с борта на борт | V | м
|
| 0,012 | ||||||||
| Время перекладки руля с борта на борт | t | с | Не более 28 | |||||||||
| Подача насоса | q | м /с
|
| 4,9
| ||||||||
| Радиус румпеля при значении угла поворота угла |
| м |
| 0,331 | 0,332 | 0,336 | 0,343 | 0,352 | 0,365 | 0,382 | ||
| Нормальная сила давления на цапфу румпеля | Q | кН |
| -20,101 | -20,808 | 10,904 | 66,332 | 284,581 | 171,49 | |||
| Сила давления на цапфу вдоль оси плунжера | Q
| кН |
| -20,025 | -20,492 | 10,532 | 62,332 | 257,918 | 148.515 | |||
| Сила давления масла на плунжер |
| кН |
| -37,083 | -30,585 | 14,043 | 80,951 | 330,664 | 192,877 | |||
| Давление масла в цилиндре при значениях угла поворота руля |
| МПа |
| -2,409 | -1,987 | 0,912 | 5,259 | 21,481 | 12.53 | |||
| Давление масла в цилиндре с учетом подпитки |
| МПа |
| 0,25 | -2,159 | -1,737 | 1,162 | 5,509 | 21,731 | 12.78 | ||
| Давление нагнетания насоса с учетом сопротивления напорного трубопровода |
| МПа |
| 0,04 | -2,369 | -1,947 | 0,952 | 5,299 | 21,521 | 12,57 | ||
| Давление всасывания насоса с учетом давления подпитки и сопротивления сливного (всасывающего) насоса |
| МПа |
| 0,21 | ||||||||
| Давление насоса | P | МПа |
| -0,17 | -2,579 | -2,157 | 0,742 | 5,089 | 21,311 | 12,36 | ||
| Мощность насоса | N
| кВт |
| -1,53 | -2,393 | -1,479 | 0,46 | 2,986 | 12,506 | 7,533 | ||
| КПД насоса |
| [1, рис. 149,а] | 0,1 | 0,096 | 0,099 | 0,35 | 0,72 | 0,52 | 0,59 | |||
| Мощность электродвигателя |
| кВт |
| 14.5 |
3.4 Построение характеристик
Зависимость мощности насоса от угла поворота руля.

Зависимость давления масла в цилиндре от угла поворота руля.

Зависимость крутящего момента на баллере от угла поворота руля.

0,019)
LT
0,35)
b
F
0,26)
)
v
N
=0,6
0,7
м
, или M
>
,
/с






