3.1 Расчет, определение размеров руля.
Для расчета принимается простой обтекаемый прямоугольный двухопорный балансирный руль, который по сравнению с рулями других типов позволяет получить наименьшее значение момента на баллре.
Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |
Длина и осадка судна | L T | м м | Задана | 120,0 7,7 | |
Площадь пера руля | F | м | (0,013 0,019) LT | 12,012 | |
Относительное удлинение руля | Задано | ||||
Высота пера руля | h | м | 4,091 | ||
Ширина пера руля | b | м | 2,451 | ||
Коэффициент компенсации | k | (0,25 0,35) | 0,26 | ||
Расстояние от передней кромки руля до оси баллера | z | м | k b | 0,637 | |
Площадь балансирной части руля | м | k F | 3,123 |
3.2 Расчет гидродинамических сил, момента на баллере руля.
Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | |||||||
Коэффициент попутного потока | (0,22 0,26) | 0,25 | |||||||||
Коэффициент влияния корпуса на руль | K | 0,563 | |||||||||
Диаметр гребного винта | D | м | Задан | 3.95 | |||||||
Площадь винта, омываемая потоком винта | м | 9,681 | |||||||||
Скорость судна | v v | уз м/с | Задана 1856v/3600 | 16,0 8,249 | |||||||
Плотность забортной воды | кг/м | [4, табл. 4] | |||||||||
Осевая скорость винта относительно воды | v | м/с | (1- ) v | 6,187 | |||||||
Мощность, затрачиваемая на вращение винта | N | кВт | 0,98 N | ||||||||
Упор винта | P | кН | =0,6 0,7 | 378385,3 | |||||||
Коэффициент нагрузки винта по упору | 1,574 | ||||||||||
Коэффициент влияния винта на руль | K | 2,27 | |||||||||
Угол поворота руля от среднего положения | град | ||||||||||
Коэффициент сопротивления | C | [7, табл. 6.1] | 0,03 | 0,04 | 0,06 | 0, 09 | 0,17 | 0,27 | 0,385 | ||
Коэффициент подъемной силы | C | 0,25 | 0,53 | 0,835 | 1,06 | 1,11 | |||||
Коэффициент центра давления | C | 0,23 | 0,245 | 0,265 | 0,285 | 0,365 | 0,33 | ||||
Коэффициент нормальной силы | C | 0,253 | 0,532 | 0,83 | 1,054 | 1,12 | 1,059 | ||||
Отстояние центра давления от передней кромки руля | s | м | 0,564 | 0,6 | 0,65 | 0,699 | 0,895 | 0,809 | |||
Коэффициент гидродинамического момента | C | 0,058 | 0,13 | 0,22 | 0,3 | 0,409 | 0,35 | ||||
Нормальная сила | N | кН | 135,37 | 284,686 | 444,153 | 564,021 | 599,339 | 566,697 | |||
Гидродинамический момент относительно передней кромки руля | M | кН м | 25,014 | 56,066 | 94,882 | 129,815 | 176,394 | 150,948 | |||
Гидродинамический момент относительно оси руля | M | кН м | -9,92 | -10,392 | 5,559 | 34,707 | 154,399 | 97.375 | |||
Коэффициент нормальной силы на заднем ходу | C | (0,7 0,8) C | 0,19 | 0,399 | 0,623 | 0,791 | 0,84 | 0,794 | |||
Отстояние центра давления от задней кромки руля на заднем ходу | S | м | (0,3 0,35)b | 0,797 | |||||||
Гидродинамический момент на заднем ходу судна | M | кН м | 5,058 | 10,621 | 16,584 | 21,056 | 22,361 | 21,136 | |||
Гидродинамический момент для расчета | M | кН м | Принимается равным M (вся строка), если , или M (вся строка), если > | -9,92 | -10,392 | 5,559 | 34,707 | 154,339 | 97,375 | ||
Крутящий момент на баллере с учетом дополнительных внешних нагрузок | M | кН м | (1,1 1,2) M | -13,347 | -13,983 | 7,48 | 46,698 | 207,744 | 131,018 | ||
Момент на баллере руля с учетом трения в боковых опорах баллере и пяте руля | M | кН м | (1,15 1,2) M | -11,606 | -12,159 | 6,504 | 40,607 | 180,647 | 113,929 |
|
|
|
|
3.3 Расчет рулевого привода, мощности насоса.
Наименование величины | Обозначение | Единица измерения | Расчетная формула | Числовое значение | ||||||||
Диаметр баллера | м | , | 0,265 | |||||||||
Начальный радиус румпеля | м | 0,331 | ||||||||||
Давление масла в цилиндре привода | МПа | |||||||||||
Число пар цилиндров привода | ||||||||||||
КПД привода | [7, рис. 6.6] | 0,28 0,54 0,67 0,75 0,77 0,78 0,77 | ||||||||||
Диаметр плунжера | м | 0,14 | ||||||||||
Ход плунжера при перекладки руля с борта на борт | м | 0,382 | ||||||||||
Объем масла, подаваемый в цилиндры рулевого привода при перекладке руля с борта на борт | V | м | 0,012 | |||||||||
Время перекладки руля с борта на борт | t | с | Не более 28 | |||||||||
Подача насоса | q | м /с | 4,9 | |||||||||
Радиус румпеля при значении угла поворота угла | м | 0,331 | 0,332 | 0,336 | 0,343 | 0,352 | 0,365 | 0,382 | ||||
Нормальная сила давления на цапфу румпеля | Q | кН | -20,101 | -20,808 | 10,904 | 66,332 | 284,581 | 171,49 | ||||
Сила давления на цапфу вдоль оси плунжера | Q | кН | -20,025 | -20,492 | 10,532 | 62,332 | 257,918 | 148.515 | ||||
Сила давления масла на плунжер | кН | -37,083 | -30,585 | 14,043 | 80,951 | 330,664 | 192,877 | |||||
Давление масла в цилиндре при значениях угла поворота руля | МПа | -2,409 | -1,987 | 0,912 | 5,259 | 21,481 | 12.53 | |||||
Давление масла в цилиндре с учетом подпитки | МПа | 0,25 | -2,159 | -1,737 | 1,162 | 5,509 | 21,731 | 12.78 | ||||
Давление нагнетания насоса с учетом сопротивления напорного трубопровода | МПа | 0,04 | -2,369 | -1,947 | 0,952 | 5,299 | 21,521 | 12,57 | ||||
Давление всасывания насоса с учетом давления подпитки и сопротивления сливного (всасывающего) насоса | МПа | 0,21 | ||||||||||
Давление насоса | P | МПа | -0,17 | -2,579 | -2,157 | 0,742 | 5,089 | 21,311 | 12,36 | |||
Мощность насоса | N | кВт | -1,53 | -2,393 | -1,479 | 0,46 | 2,986 | 12,506 | 7,533 | |||
КПД насоса | [1, рис. 149,а] | 0,1 | 0,096 | 0,099 | 0,35 | 0,72 | 0,52 | 0,59 | ||||
Мощность электродвигателя | кВт | 14.5 |
3.4 Построение характеристик
Зависимость мощности насоса от угла поворота руля.
Зависимость давления масла в цилиндре от угла поворота руля.
Зависимость крутящего момента на баллере от угла поворота руля.