![]() |
| ПРОЦЕССЫ | СОСТОЯНИЯ | СВОЙСТВА | |
| (динамичны) | (статичные моменты | (устойчивые психические | |
| проявления психики) | особенности личности, | ||
| Познавательные | Эмоционально- волевые | которые закреплены и проявляются в ее структуре) | |
| -ощущения | -эмоции | -устойчивый интерес | -направленность |
| -восприятие | -чувства | -творческий подъем | (мотивы, интересы, |
| -память | -воля | -убежденность | мировоззрение и т.д.) |
| -мышление | -сомнение | -темперамент | |
| -воображение | -апатия | -характер | |
| -внимание | -угнетенность | -способности | |
| -речь | др. |
Этапы развития психики
А) в филогенезе – историческое развитие психики (эволюция психики).
Б) в онтогенезе – процесс развития индивидуального организма (развитие психики человека от зачатия до смерти).
СТАДИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
| СТАДИЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ | Высокоразвитая ЦНС. Сознание. Пример: Человек. |
| Наивысший уровень. ЦНС (головной и спинной мозг). Зачатки наглядно- действенного мышления. Способность к установлению причинно-следственных связей; исследовательских форм поведения. Условные рефлексы. Пример: обезьяны, собаки, кошки. |
| Высший уровень. Усложненная трубчатая НС. Элементарные формы мышления. Образная память. Способность к научению. Пример: птицы, некоторые млекопитающие. | |
| Низший уровень Трубчатая НС. Появляется восприятие. Двигательная память. Преобладают инстинктивные формы поведения. Пример: рыбы, пауки, насекомые | |
| СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ | |
| Высший уровень. Ганглиевая НС (цепочная и узловая). Ощущения. Элементарные условные рефлексы. Наличие «памяти». Пример: кольчатые черви. | |
| Низший уровень. Диффузная НС. Развита раздражительность. Примитивные элементы чувствительности. Способность к ощущениям. Пример: амеба, инфузория туфелька. | |
7
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
План:
1. Понятие «Сознание».
2. Психологические характеристики Сознания.
3. Структура Сознания.
4. Функции Сознания
Сознание – высшая форма психического отражения объективнойдействительности (окружающего мира), обусловливающая формирование учеловека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Часто под сознанием понимают заключенные в психике человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности.
Многие ученые считают, что Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку, а животные сознанием не обладают. Ряд исследователей предполагает, что животные тоже обладают сознанием. Этот вопрос остается открытым и по сей день.
Уровень развития сознания человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и самому себе.
Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах.
Человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (в процессе онтогенеза).
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
