double arrow

Цивилизация

Понятие "цивилизация" стало широко использоваться в российском обществознании после распада СССР и отказа от марксизма-ленинизма как единственно верной идеологии. Оно оказалось не менее неопределенным, чем "экономическая формация общества".

Прежде всего, цивилизация употребляется в значении уровня развития общества. Французские просветители, которые впервые использовали этот термин, делили историю человечества на варварство и цивилизацию. Здесь просматривается эволюционная (и линейная) теория общественного развития, от простого к сложному. Продолжая это направление, Дидье Жюлиа пишет:

Цивилизация - совокупность характерных черт, присущих развитым обществам.

При этом душу цивилизации образует ее культура, представляющая "социальное и интеллектуальное формирование индивида" [1]. Цивилизация выражается в типичных для нее социальных институтах: нравы, гуманизм, семья и т.п. В таком определении цивилизации, с одной стороны, выделены ее важные черты: прогрессивность общества (прежде всего техники), ядро - в виде культуры и др. Но возникают вопросы: какие черты считать прогрессивными, что такое культура и др.?

1 Дидье Ж. Философский словарь. - М.: Международные отношения, 2000. С. 496.

Цивилизационный подход стал основой циклической теории общественного развития, о которой мы расскажем далее. Понятие цивилизации было развито в работах выдающихся социальных философов (и социологов)-"циклистов" Н. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975), П. Сорокина (1889-1968). У всех указанных мыслителей цивилизация рассматривается как культурная общность людей, проходящая стадии становления, расцвета и упадка. Но культурные основания этой общности указываются разные.

В современных определениях цивилизации, используемых на Западе, ключевым словом остается "культура", причем культура преимущественно духовная, характеризующая и общности, и общества (организмы) людей. Цивилизация - это наивысший уровень культурной общности разных субъектов: людей, деревень, социальных групп, народов и т.п. [1] Но какая культура имеется в виду: материальная, духовная, любая? К объективным составляющим цивилизационной культуры С. Хантингтон относит все элементы, кроме субъективной самоидентификации. Входят ли в цивилизацию средства производства, собственность, деньги, государственность, церковь и другие институты? И наконец, что представляет собой цивилизационная самоидентификация индивидов в отличие от национальной?

Отмеченное выше направление развивается большинством наших ученых. Например, Л.И. Семенникова в своем учебнике рассматривает цивилизацию и как общность (людей), и как общество. Как общность она характеризуется одинаковой ментальностыо, идеалами и ценностями, а как общество - устойчивыми чертами в экономике, политике, культуре. Но разве в культуру не входит все перечисленное ранее? Далее, автор предполагает:...существует некий "генетический" код, который определяет магистральные потоки цивилизационного развития. Последнее делает цивилизацию в некотором смысле мистическим явлением [2].

Л.И. Семенникова формулирует следующие признаки выделения типа цивилизаций: 1) фундаментальные черты в ментальности; 2) общность и взаимозависимость исторической судьбы народов; 3) взаимопереплетение культур; 4) сфера общих интересов. Таким образом, из приведенного определения недостаточно ясен субъект цивилизации - народ или общество или и то и другое вместе?

1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - №1. - С. 34.

2 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996. - С. 28.

Уточнение культурной основы цивилизаций приводит к определениям, в которых она трактуется как идеологический, ментальный образ жизни общности, нескольких народов-обществ. Л.Е. Гринев считает идеологию самой "специфической" основой цивилизации, от которой она полностью зависит, как теоретическая (религиозная или светская) форма существования базовых духовных ценностей. Но в этом случае она характеризует лишь цивилизационную элиту, в меньшей степени интеллигенцию, а на уровне народной массы вообще теряется. В зависимости от характера идеологии Л. Е. Гринев выделяет следующие цивилизации: религиозно-культовые, религиозно-теологические, религиозно-политические, государственно-этические, а в зависимости от самостоятельности развития - первичные, вторичные, третичные.

С. Э. Крапивенский разграничивает формационный и цивилизационный подходы к определению общества и вслед за другими считает, что цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства [1].

Что значит "социальная организация общества"? Если считать социальной организацией общественный строй (формацию), то "цивилизация" отождествляется с "формацией общества" в нашем понимании. При дальнейшем изложении у С. Э. Крапивенского цивилизация отличается от общественно-экономической формации своим технико-технологическим базисом.

Как видно из вышесказанного, понятие цивилизации представляется достаточно сложной задачей и имеет множество определений в разных науках: антропологии, истории, культурологии, социальной философии [2]. Об этом, в частности, писал и А. Тойнби [3].

1 Крапивенский С. Э. Указ. соч. С. 165.

2 См.: Ерасов Б.С. Цивилизация: слово - термин - смысл // Цивилизации и культуры: Научный альманах. - Вып. 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. - М., 1995.

3 Тойнби А. Постижение истории. - М., 1997. - С. 77.

...наука не обладает методологическим инструментарием, позволяющим выделять сущностные, определяющие параметры цивилизационных комплексов. В лучшем случае мы умеем описывать конкретные цивилизации, но не знаем, в чем состоят их системообразующие основания.

Для него таким системообразующим основанием являлись религия и Вселенская церковь. Важной причиной недостаточно четкого понимания сущности, структуры и функции цивилизаций в обществе является недостаточно четкое определение тех понятий, через которые она раскрывается: общества, формации, культуры, ментальности, ценности и др.

18.2. Социально-философское понятие цивилизации

Приступая к определению "цивилизации", мы исходим прежде всего из того, что "цивилизация общества", так же как и "формация общества", представляет собой идеальный тип (понятие), который создается исследователем для изучения определенной стороны обществ и исторического процесса, с учетом других определений общества. Далее, наше социально-философское определение цивилизации (поиск общественной реальности, скрывающейся за определениями цивилизации) должно учитывать понятие общественной формации, что не раскрывалось в приведенных выше определениях цивилизации.

Прежде всего, этнос, нация, цивилизация, в отличие от общественной формации, являют собой разные уровни исторической общности людей.

Цивилизация общества представляет собой более высокую (и абстрактную) наднациональную общность людей, объединенную цивилизационным самосознанием (мировоззрением, идеологией, ментальностыо); цивилизационными институтами (духовными, политическими, экономическими, демосоциальными), в которых реализуется цивилизационное самосознание; образом жизни индивидов; материальными и духовными (архитектура, музыка, живопись и т.п.) ценностями. В качестве наднациональной общности цивилизация выступает формой преодоления этнической и национальной ограниченности, представляет собой переход к единению человечества. Ее можно также определить как наднациональный образ жизни этносов и наций, через который те воспроизводят себя как духовно-культурную целостность - человечество [1].

1 Мы согласны с Л. И. Семенниковой: "Цивилизация - это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре. Как видно из определения, при цивилизацион-ном подходе в центре исторического процесса - человек с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система" (Семенникова Л. И. Указ. соч. С. 26).

Цивилизация общества (рода, страны, человечества) представляет единство: 1) внутреннего, субъективного (цивилизационного самосознания); 2) субъективно-объективного, которым выступает цивилизационный образ жизни индивидов; 3) внешнего объективного (цивилизационных институтов и благ), в котором цивилизационное субъективное проявляется, придавая им цивилизационный смысл. Субъективное (смыслообразующее) составляет сущность цивилизации, а внешнее (социальные институты и образ жизни индивидов) представляет ее явление.

Цивилизация как реализация цивилизационного мировоззрения, идеологии, ментальности в общественном бытии является способом самоутверждения людей определенной духовной культуры? Не случайно именно духовно-культурные различия (мировоззрение, идеология, ментальность) и образ жизни людей становятся главными отличительными признаками цивилизаций, названными Данилевским, Шпенглером, Тойнби и др. В отличие от нее общественная формация является материально-культурным телом соответствующей цивилизации, представляя способ производства народа как биосоциального образования. Так, исламская цивилизация реализует себя в XXI в. в феодальной (Афганистан и др.), социал-капиталистической (Саудовская Аравия и др.), государственно-капиталистической (Россия и др.) общественных формациях.

Цивилизация как исторический образ жизни данного народа (или группы народов) представляет собой систему устойчивых, существенных, наднациональных черт его культуры (духовной, политической, экономической, демосоциальной), отличающих (являющихся самобытными) данный этап жизни народов (этносов и наций) от предыдущих этапов развития или других народов и являющихся его достижением. Цивилизация данного народа не включает неустойчивые (не вошедшие в образ жизни), несущественные национальные признаки. Она не включает в себя признаки, не являющиеся самобытными по отношению к другим народам. Цивилизация не включает признаки, не являющиеся достижением данного народа по сравнению с предыдущим этапом или по сравнению с другими народами. Таким образом, цивилизация - это оценочная характеристика культуры данного народа или группы народов: то, что входит в цивилизацию в одном отношении, может не входить в другом отношении. В этом смысле цивилизация является достаточно размытым понятием социальной философии, критерии цивилизации могут быть совершенно разными.

Цивилизация начинается, как правило, с той части этнического и национального, которая становится достоянием других наций, является результатом их самобытных инноваций (достижений), вкладываемых в копилку человечества. В этом случае инновационный этнос или нация превращаются в ядро цивилизации, а часть национальных черт (самосознание, институты, образ жизни) - в достояние других этносов и наций, приобретает цивилизационный характер. В этом случае мировоззренческая парадигма, социальные институты, образ жизни становятся более общими, абстрактными, наднациональными.

Д. Хоскинг в своей интересной книге "Россия: народ и империя" доказывает положение, что строительство империи в России мешало строительству русской нации. Он обратил внимание на важный исторический факт в истории нашей страны, который проявился в период распада СССР: русские оказались неразвитой нацией с точки зрения национального самосознания - важнейшего признака нации. Но сожаления Д. Хоскинга по этому вопросу преждевременны. Не являясь нацией в европейском ее понимании как этноса, имеющего собственное национальное государство, русские сразу стали ядром российской цивилизации, наднациональной общности людей, институтов, образа жизни. Именно существование российской цивилизации как более высокой формы исторической общности людей разных национальностей, вероисповеданий, образа жизни позволяло и позволяет сохраняться российскому обществу как цивилизационной общности, несмотря на разрушение его формационной основы.

Может быть, это обстоятельство облегчит россиянам, носителям вначале советской коллективистической, а теперь и российской солидаристической цивилизации, более мягко войти в период глобализации, создания мировой цивилизации и формации, единого человечества? И с этой точки зрения формирование русской национальной идеи и русской нации оказывается уже прошедшим этапом в развитии страны на фоне новых исторических вызовов. Перед нами стоит задача формирования российской цивилизации, ядром которой остается русская нация в ее культурно-этническом смысле, что в корне меняет подход к стоящим перед нами проблемам формационного и цивилизационного самоопределения России в составе человечества.

Прежде всего, цивилизацию образуют цивилизационное мировоззрение, идеология, ментальность, являющиеся типичными для данной исторической общности людей, институтов, образов жизни. Нетипичные мировоззрение, ментальность, характер людей в структуру цивилизации не входят. Цивилизационное мировоззрение придает субъективный смысл жизнедеятельности данного народа в отличие от общественной формации, которая выступает ее материальной основой.

Цивилизационное мировоззрение (мифология, религия, философия) в интересующем нас аспекте представляет собой систему мифов, знаний, убеждений о природе, обществе, человеке; идеалов, ценностных ориентаций (суждений), принципов деятельности (идеологическая составляющая), существующих в форме чувственных представлений, понятий, убеждений людей; определенных методов познания. Чувственные представления, понятия, убеждения - это разные психологические формы существования идеалов, ценностей, принципов деятельности в сознании людей.

Идеология - относительно самостоятельная часть мировоззрения, формулирующая общественные потребности, интересы, идеалы, ценности, цели образа жизни народа.

Цивилизационная ментальность людей - это способы их мышления, умственный инструментарий, которым они пользуются в познании (а не сознании) мира. В способы мышления (умственный инструментарий) входят категориальный аппарат мышления (понятия о причине и следствии, возможности и действительности, необходимости и случайности и т.п.), основные понятия данного мировоззрения (частной собственности, рынка, демократии, прав гражданина, предпринимательства и т.п. - для представителей экономической цивилизации), его ценности (идеалы и нормы поведения).

Далее, в структуру цивилизации входят типичные для данного этапа развития народа социальные институты, образующие вне цивилизации формации и деформации в рамках отдельной страны. Например, нуклеарная семья, деньги и рынок, церковь и политическая партия входят в структуру и социал-капиталистической формации, и соответствующей ей социал-демократической (солидаристической) цивилизации. В рамках этих разных систем они различаются своими функциями и субъективными побуждениями (мотивами) людей. В составе общественной формации эти институты выступают элементами способа общественного производства, а жизнедеятельность людей, институтов основана на интересах (материальных, экономических, политических). В составе общественной цивилизации они выступают как проявления души народа (мировоззрения, идеологии, ментальности), а жизнедеятельность и отношения между людьми основаны на вере, мифах и убеждениях. Таким образом, одна и та же жизнедеятельность, образ жизни, институт побуждаются разными, зачастую противоположными мотивами, интересами и верой.

И наконец, в цивилизацию данного общества входит типичный образ жизни индивидов, типичные формы жизнедеятельности отдельных людей в семье, на работе, в обществе как со стороны соотношения ведущих, активных и ведомых, пассивных видов жизнедеятельности, так и со стороны черт самой жизнедеятельности. Цивилизационный образ жизни индивида включает в себя систему типичных форм жизнедеятельности, способов ее осуществления (предметов, действий и операций, форм кооперации и т.п.), веса отдельных видов жизнедеятельности (семейной, сельской, промышленной, учебной и т.п.) в этой системе.

Цивилизация, так же как этнос и нация, представляет собой мировоззренческую, институциональную, демосоциальную, временную и пространственную иерархию. Это значит, что она имеет не только горизонтальное, как в образе жизни (от мировоззрения через жизнедеятельность к удовлетворению), но и вертикальное (иерархическое) строение - пирамиду. Иерархичность цивилизации тоже обусловливает скрытую трудность в ее понимании.

Исторически у истоков цивилизации, как правило, стоят цивилизационный лидер (Христос, Мухаммад, Маркс и т.п.), разделяющая его мировоззренческие идеи цивилизационная элита, а затем и высшие духовные институты: папа римский, Священный синод, ЦК КПСС, институт марксизма-ленинизма и т.п. На этом уровне духовная составляющая цивилизации существует в форме сакрального текста, написанного цивилизационным лидером, в котором зафиксированы мировоззренческие идеалы, ценностные ориентации, принципы, нормы образа жизни людей данной цивилизации (Библия, Коран, Манифест коммунистической партии, Программа КПСС и т.п.). Сущность цивилизационного текста образует цивилизационная идея, с которой основатель и лидер цивилизации обращается к своему народу: спасение души (для религии), построение коммунизма (для коммунистов) и т.п. Ментальность и социальный характер людей этого уровня наиболее адекватны священному тексту, что особенно заметно в момент становления цивилизации: посмотрите, например, на первых христиан, коммунистов, нацистов и др. Эту сферу цивилизации можно назвать вспомогательной (надстроечной).

Далее, цивилизация включает в себя ведущий социальный институт (церковь, КПСС и т.п.), который развивает священный текст, следит за его пропагандой и соблюдением (церковь, инквизиция, КПСС, КГБ и т.п.). Сюда же входят цивилизационная бюрократия (святые, священники, дьячки, парторганизации, СМИ и т.п.) и соответствующие социальные институты (церкви, мечети, парторганизации, школы и т.п.). Через них проводится в жизнь цивилизационное мировоззрение и формируются ментальность и характер. Этот базисный уровень цивилизации имеет четкое и догматическое выражение священного текста, связанное с ритуалами (и традициями), а ментальность приобретает психологический и обыденный характер.

Через принципы (в уставах) функционирования многочисленных институтов (например, частная собственность, деньги, банки и т.п. - для экономической цивилизации) выражаются и поддерживаются мировоззренческие установки сакрального текста. Тем самым в цивилизацию входят политические и экономические институты как устойчивые комплексы формальных и неформальных принципов, правил, установок, регулирующих взаимодействие (деятельность, поведение) людей в основных сферах жизнедеятельности и организующих их в системы определенных ролей и статусов, соответствующих данному этапу развития общества. Таким образом, социальные институты входят в структуру цивилизации не своим вещным (материальным) содержанием, а теми субъективными смыслами, нормами, установками, которые выступают сознательно и бессознательно проявлением определенного мировоззрения - мифологического, религиозного, философского и соответствующих ему идеологии и ментальности.

И наконец, исходную сферу цивилизации составляет цивилизационная масса, которая имеет образно-чувственное (и размытое) представление об основных мировоззренческих идеях священного текста, а ее цивилизационная ментальность примитивна. Она состоит из определенного типа личностей, которые формируются под влиянием, с одной стороны, данной цивилизации, а с другой стороны - формации. Данный цивилизационный тип личности является исходной основой данной цивилизации. В этой связи различают разного типа мифологические, коллективистские, индивидуалистические, солидаристические типы личностей.

Цивилизационная масса придерживается цивилизационных ценностей в форме ритуалов (например, военных парадов, маевок, коммунистических субботников, вечеров дружбы народов и т.п. - в советской цивилизации). Она, с одной стороны, является объектом воздействия вспомогательных и базисных сфер цивилизации, а с другой стороны, в ней выражены типичные прообразы мировоззрения, ментальности, характера, уже существующие задолго до цивилизационного лидера, цивилизационного текста в подсознании людей и лишь нашедшие в них свое воплощение и откровение. В этой связи цивилизационный текст и идея должны выразить то в мировоззрении, ментальности, характере, образе жизни простолюдинов, что типично и скрыто от них в глубинах подсознания и психики. Таким образом, цивилизация - это не аморфная масса людей.

Цивилизационная масса характеризуется определенной психологией (психологией цивилизационной толпы). Она, согласно С. Московичи, имеет некоторые важные черты, позволяющие считать их цивилизационными. Прежде всего, тип людей, образующих цивилизационную массу, не зависит непосредственно от наличных демосоциальных, экономических, политических сфер общества. Далее, в психологии цивилизационной массы резко снижена интеллектуальная и человеческая индивидуальность. И наконец, психология цивилизационной массы делает акцент на прошлом, исторической судьбе, памяти народа. Она воспроизводит в настоящем чувства, мысли, стереотипы далекого прошлого, той исторической судьбы, которую пережил данный народ. Цивилизация приспосабливается к разным общественным формациям, оставаясь от них относительно независимой, как сущность от проявления.

Цивилизация, так же, как этнос и нация, опирается на чувства, представления, понятия веры, долга, самодисциплины, иерархии людей. Вера людей предполагает эмоциональное и рациональное признание мировоззренческих знаний о мире, обществе, человеке. Долг людей предполагает признание безличных норм поведения, вытекающих из мировоззренческих представлений цивилизации. С точки зрения долга все члены цивилизации равны перед безличными мировоззренческими и нормативными предписаниями, сплачивающими население в цивилизацию. Самодисциплина (и дисциплина) людей предполагает исполнение мировоззренческих и нормативных предписаний цивилизации и требование такого же поведения (образа жизни) у других единоверцев. Цивилизация включает в себя отношение-легитимизацию (или нелегитимизацию) к существующим в данном обществе социальным институтам (демосоциаль-ным, экономическим, политических, духовным) со стороны индивидов. Перечисленные институты, помимо своей формационной функции, связанной с разделением общественного труда, выполняют еще функцию мировоззренческую, смысловую, сплачивающую людей в цивилизацию.

Понятие цивилизации общества можно углубить, дав его в интерпретации П. Сорокина [1] через призму культуры, а не исторической общности людей. Культура, полагает он, представляет результат деятельности двух или более индивидов. Культурными феноме нами являются не только философия, наука, техника и т.п., но и материальные элементы, например след ноги на песке. Может показаться, что в этом определении сам человек выступает как бы сторонним наблюдателем, не входит в структуру культуры, выступающей формой его объективации.

1 См.: Сорокин П. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000.

Хаос культуры - совокупность ее элементов - интегрируется в нечто целостное четырьмя способами: пространственным, внешним, функциональным, логическим. Высшей формой интеграции культуры является логико-смысловая упорядоченность культурного хаоса в цивилизацию, которая основана на общем знаменателе, "главном смысле, или идее". Если в нашем понимании цивилизация - это прежде всего историческая общность людей, объединенных материальными и духовными элементами культуры, то в понимании П. Сорокина - это прежде всего система элементов культуры, относительно самостоятельных от их творцов и наблюдателей.

Цивилизация как форма логико-смысловой интеграции культуры включает две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона - это "сфера разума, ценностей, смысла". Ее П. Сорокин называет "культурной ментальностью". Кто является носителем этой культурной ментальности? Не существует ли она в качестве объективного феномена общественных отношений? Внешняя сторона

состоит из неорганических или органических объектов чувственного восприятия: предметов, событий, процессов, в которых воплощается, организуется, реализуется или облекается внутренний опыт. Эти внешние феномены относятся к системе культуры лишь постольку, поскольку они суть проявления ее внутренней стороны [1].

1 Сорокин П. Указ. соч. С. 41.

При этом внутренняя сторона (культурная ментальность) управляет внешней.

В структуре культурной ментальности П. Сорокин выделяет четыре основных элемента: 1) природа воспринимаемой людьми реальности ("вещи для нас"); 2) потребности и цели людей; 3) степень удовлетворения этих потребностей и целей людей; 4) способы удовлетворения потребностей людей. В современном понимании все это элементы образа жизни индивида, социальной группы, народа, через который потребности, интересы, цели людей реализуются в разных формах жизнедеятельности и опредмечиваются в материальных и духовных благах или предметах удовлетворения, субстанциальной основе людей.

Таким образом, цивилизация - это духовная формация общества, представляющая собой и наднациональную общность людей, и духовно-культурную интеграцию сфер общества, и определенный образ жизни индивидов. Она являет собой единство, с одной стороны, мировоззрения, идеологии, ментальности людей, различающихся своим статусом в обществе, а с другой стороны, совокупность материальных и духовных благ, институтов, организаций, имеющих для людей определенный цивилизационный смысл. Главным системообразующим стержнем цивилизации является мировоззрение, идеология, менталъность [1]. Конкретное общество и народ могут выступать местом пересечения нескольких цивилизаций.

1 "Цивилизация, - пишет Людвиг фон Мизес, - отличается от простых биологических и физиологических аспектов жизни тем, что является результатом идей. Сущность цивилизации составляют идеи. Если мы попытаемся разграничить различные цивилизации, то отличительный признак может быть найден только в различном смысле идей, который их определяет... Цивилизации несопоставимы и несоизмеримы, поскольку они приводятся в движение разными идеями и поэтому развиваются по-разному" (Л. фон Мизес. Указ. соч. С. 164).

18.3. Общества, формации, государства, цивилизации

Формации, государства, цивилизации тесно взаимосвязаны и характеризуют общества как определенные целостности. Формации возникли раньше, чем государства, а последние раньше, чем цивилизации. Таким образом, современное конкретное (локальное) общество есть единство формации, государства, цивилизации. Нельзя отождествлять, как это часто бывает у исторических материалистов, общество и формацию, а у экономистов и историков - общество и цивилизацию.

Взаимосвязь формаций, государств, цивилизаций выражается в следующем: 1) в них входят одни и те же сферы общества, но разными частями и функциями; 2) каждая из указанных метасистем выражает относительно самостоятельную функцию общества-страны; 3) значение (вес) этих функций и соответствующих им метасистем в обществе-стране меняется в истории человечества в силу стечения субъективных и объективных обстоятельств.

Конкретное (локальное) общество представляет собой пирамиду общественных сфер на определенном историческом этапе его развития: географической, демосоциальной (мужчины и женщины, взрослые и дети, семьи и этносы), экономической (производительные и экономические силы, процесс материального производства и т.п.), политической (государство, право, партии и т.п.), духовной (мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.п.). Ю.В. Яковец называет такое понимание конкретного общества локальной цивилизацией [1]. В этом случае специфика цивилизации как духовной формации и личности конкретного общества исчезает, а вместе с этим исчезает и различие между историческим и социально-философским подходом к изучению человечества.

1 Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: ВЛАДОС, 1997.

Напомним, что в отличие от конкретного общества (России, США, Китая и др.) практическая формация этих обществ-стран представляет собой одну из метасистем, общественное тело, способ общественного производства практических благ и людей. Она включает в себя исходную (людей), базисную (экономику, государство, смешанную), вспомогательную (право, церковь, искусство, образование, науку) сферы, находящиеся в причинно-следственных, функциональных, комплиментарных отношениях между собой.

Общественное государство представляет собой политическую метасистему конкретного общества (страны) на определенном историческом этапе развития, включающую в себя государственную власть, народонаселение, государственную территорию. Государственная власть (правящая элита, ветви власти, госаппарат, право, практические ресурсы) служит для интеграции людей, поддержания порядка, защиты страны. Политическая и формационная (общественное производство) деятельность не совпадают. Между элементами государства-страны существуют причинные, функциональные и смысловые (цели и средства) отношения. В государство, как мы уже говорили, могут входить и разные, и одинаковые формационные и цивилизации элементы общества. Последние, очевидно, разными своими функциями-сторонами. Например, государственная власть входит и в общественную формацию, где она является надстройкой, и в цивилизацию, где она выступает формой реализации цивилизационного смысла.

Цивилизация (духовная формация) конкретного общества представляет собой способ производства духовных благ (знаний, мифов, идеалов, мышления и т.п.) и личностей. Исходную основу духовной формации образуют личности определенного цивилизационного типа. Базисную (главную) сферу этой формации в разной степени образуют семья, школа, церковь, СМИ, КПСС своими духовными функциями, воспитанием личности человека. Вспомогательную сферу духовной формации образуют харизматическая личность (Христос, Магомет, Маркс) и созданное ей мировоззрение (мифологическое, религиозное, философское). Мировая цивилизация включает в себя: 1) определенное мировоззрение, идеологию, мен-тальность; 2) духовные институты (церковь, партию, образование, семью); 3) образ жизни индивидов, характеризующий разные народы и страны.

В понятии практической формации общества фиксируется факт адаптации людей к природе за счет практического (демосоциального, экономического, политического) ее преобразования. В понятии "цивилизация" социально-философский анализ ставит вопрос о месте человека в природе, о способности человечества создавать себе место в мире, а не просто адаптироваться в нем. В цивилизации (духовной формации) общество являет себя подобно личности человека, т.е. в единстве духовной сферы, общественного сознания, практической деятельности людей, институтов, организаций. В качестве цивилизации человечество выступает высшей формой функционирования этого мира и берет на себя ответственность за судьбу этого мира перед своим духом (сознанием) и природой. Таким образом, понятие цивилизация не только представляет собой дальнейшее развитие наших представлений об обществе как о личности, но и о роли этой личности в природе.

Общественная формация и государство образуются причинно-функциональной интеграцией элементов культуры данного общества. В ней каждый элемент и сфера общества выступают функциональными элементами органичного целого. Причинно-функциональный способ интеграции элементов культуры данного общества в общественную формацию и государство производится людьми стихийно, на основе их демосоциальных и практических (экономических и политических) интересов. В частности, государство возникает на основе политических интересов: поддержания порядка, защиты своего общества от агрессии других обществ. Интеграция элементов общества в цивилизацию, в отличие от формационной и политической связи, изначально носит внутренний, логико-смысловой, мировоззренческий характер, а основой является мировоззренческая цель и результат.

Если общественная формация похожа на тело человека, государство - на нервную систему, то общественная цивилизация - на личность человека. Она имеет в составе общества свою важную функцию, деятельность, сферу. Входящие в ее состав части общественных сфер объединены цивилизационным смыслом - мировоззренческой идеей. Это превращает цивилизацию в духовно-культурную (в отличие от экономически-культурной и политически-культурной) целостность, элементы которой находятся в отношениях цели и средств. Это иные и более высокие отношения, чем в общественной формации и государстве. Благодаря цивилизационной идее элементы общества превращаются в "устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы" [1]. В этой связи цивилизацию невозможно понять без культурологии, философии, психологии.

Формационные и политические связи, складываясь стихийно на основе материальных и политических интересов, затем сознаются людьми в форме логических связей так же, как и законы Ньютона. Формационные и государственные связи первичны, а их осознание в мышлении (логике) вторично. Логико-смысловые (цивилизационные) связи людей, в основе которых лежат определенные замыслы - идеи, ставят элементы культуры общества в цивилизационные связи, придают им смысл. Они первичны по отношению к своим проявлениям в социальных институтах и образе жизни. Поэтому при изучении цивилизаций необходимо искать смысловую связь между элементами демосоциальной, экономической, политической, художественной культуры, вытекающую из цивилизационной идеи.

Сущность логико-смыслового метода познания состоит... в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты, придавая смысл и значение каждому из них, и тем самым из хаоса разрозненных фрагментов создается космос [2].

1 Яковец Ю.В. Указ. соч. С. 28.

2 Там же. С. 34.

Это основание (базис) цивилизации оказывает громадное влияние на ее исходную и вспомогательную сферы. В этом случае между элементами цивилизации устанавливаются сознательные (логико-смысловые) связи. Если общественной формации эти причинно-функциональные связи устанавливаются стихийно-сознательно на основе определенного материального интереса, то в цивилизации - на основе какого-то определенного смысла и лежащего в его основе духовного интереса.

Если в общественной формации и государстве реализуется причинно-логическая, а в общественной цивилизации смысло-логическая интеграция культуры, то это разные уровни сознания, мышления, самосознания людей. Не случайно общественная формация и государство были выявлены учеными раньше, чем общественная цивилизация. Причинная интеграция носит логический характер, который обнаруживается, прежде всего, в законах естествознания. Смысло-логическая интеграция носит субъектно-практический характер, она навязывается культуре, превращая ее в цивилизацию. В этом смысле Шпенглер был прав, считая цивилизацию оформленной (закостенелой) культурой - демосоциальной, экономической, политической. И общественная цивилизация, и государство, и формация относятся к миру культуры общества, но связь между элементами культуры в формации, государстве, цивилизации разные. Если в формации общества главной сферой становится экономика, а в государстве - политика, то в цивилизации - духовная сфера людей.

В качестве цивилизации отдельное общество-страна превращается в определенного типа "личность": индивидуалистическую, коллективистскую, солидарную. Эта "общественная личность", своеобразный духовно-общественный организм, существует ради определенных идеалов-смыслов, которым подчиняет свою жизнедеятельность. Личность представляет собой единство психики (и сознания) и социальной деятельности. Цивилизация как специфическая общественная личность представляет собой единство общественного сознания и общественной деятельности, творение общественного бытия общественным сознанием в аспекте реализации мировоззренческого смысла, а не только производства практических благ.

Если общественное материальное производство представляет собой реализацию общественного сознания, то цивилизация обеспечивает сохранение общественного сознания, его развитие и подчинение высшему смыслу духовной и практической деятельности людей. Здесь возникает различие между духовным и практическим (и экономическим) производством. Возникает цивилизационное противоречие между смыслом жизни общества, смыслом жизни образующих его людей, общностей, институтов и общественным бытием. Оно выступает внутренним цивилизационным противоречием развития конкретного общества.

Противоречие между телом, нервной системой, личностью (психикой) человека является условием развития человека. Общественная формация, государство, цивилизация тоже находятся в противоречиях (и конфликтах), что является условием развития общества (а не только материальное производство, как в историческом материализме). Формационная, государственная и цивилизационная ипостась данного общества находятся между собой в сложных отношениях, образуя множество самых замысловатых комбинаций. Сравните США, Россию, Китай и др. В одном обществе может быть цивилизационная и государственная составляющие, а формационной может и не быть (только деформация). В другом обществе может быть формационная и государственная составляющие, а цивилизационная может отсутствовать, находясь на стадии этнолизации (современная Чечня). В третьем обществе цивилизационная и формационная составляющие находятся в единстве, образуя неразрывную целостность, а государство не развито. В четвертом обществе сосуществуют противоположные цивилизационные и формационные ипостаси, находящиеся в борьбе между собой и примиряемые сильным государством (феодальная Европа во время папизма). Формационное и государственное тело общества может быть одинаково у тех или иных народов, а цивилизационная душа отлична, что и придает обществу определенную специфику. Например, мусульманская цивилизация - это и совокупность стран, регионов, деревень с разными общественными формациями, и совокупность людей, обладающих какими-то общими чертами, отличающими их от других цивилизаций.

В силу тесной взаимосвязи общества, формации, государства, цивилизации их довольно часто смешивают. Например, в учебниках по социальной философии, философии истории, социологии довольно часто древние империи, государства средневековья называют цивилизациями. На деле это не цивилизационные, а политические объединения стран, народов, селений: многие из них не объединены мировоззренческой парадигмой, цивилизационными институтами (язык, церковь, государственность), образом жизни индивидов. Наличие цивилизации - это не только этнолизация, национализация, государство, а духовно-мировоззренческая целостность элементов общества и включение данного общества и народа в более обширное духовно-культурное целое. Поэтому локальное общество, формация, государство, цивилизация - это в социально-философском смысле не одно и то же [1].

1 "Цивилизации бывают нескольких типов. Одни их них объединяются общим языком или этническим происхождением, живут по соседству и не образуют единого государства; другие являются государственными объединениями; третьи - религиозными общностями; четвертые представляют собой социокультурные смеси различных языковых, государственных, экономических и территориальных общностей. Применяя эту классификацию к современным цивилизациям, можно сказать, что к первому типу принадлежит западноевропейская (хотя там нет единого языка); ко второму - китайская, индийская и североамериканская (хотя Канада отдельное от США государство); к третьему - мусульманская; к четвертому - африканская, океаническая и в какой-то мере латиноамериканская. Евразийская цивилизация в периоды Российской империи и СССР относилась скорее ко второму типу, но теперь переживает период распада" (Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2001. - С.15).

Каждая цивилизация (буддистская, египетская, античная, протестантская, православная, советская и т.п.) как мировоззренческая, институциональная, образно-житейская общность индивидов имеет функциональную, пространственную, временную структуру. В функциональном аспекте цивилизация представляет собой цивилизационную иерархию: цивилизационные лидеры и текст, цивилизационная интеллигенция (носитель и воспитатель цивилизационного текста), цивилизационная паства. С пространственной стороны цивилизация состоит из семей, деревень, городов, регионов, стран, континентов, на территории которых проживают представители данной цивилизации. Данное государство-страна не является локальной цивилизацией: зачем вообще вводить термин "локальная"? Она просто является территориальной частью данной цивилизации: цивилизация либо есть, либо ее нет. С временной стороны цивилизация характеризуется степенью сплоченности людей вокруг данного мировоззрения, смысла, норм, образа своей жизни. С этой стороны каждая цивилизация проходит стадии становления (подъема), расцвета и упадка, который может смениться новым подъемом.

Является общепризнанным, что именно в конце XX в., когда цивилизационные особенности и противоречия в глобальном пространстве вышли на передний план, взаимодействия и возможное столкновение цивилизаций определяют будущую судьбу человечества, становятся осевой проблемой первой половины XXI в. [1]

1 Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. С. 15.

Возникает вопрос, какие именно цивилизационные противоречия вышли на первый план? Когда читаешь об этих противоречиях, то оказывается, что это демографический взрыв, экономическое неравенство, экологический кризис и т.п. Какое отношение имеют эти реальные проблемы для собственно межцивилизационных противоречий? Да, эти проблемы должны сказаться на существующих в мире цивилизациях, но каким образом?

В данной стране может быть несколько цивилизаций. Это значит, что в данном обществе есть цивилизационные лидеры, социальные институты, цивилизационная масса, приверженные разным мировоззренческим ценностям, ментальности, характерам, образу жизни. Например, в Советской России существовала советская цивилизация, базисом которой была КПСС, православная цивилизация, базисом которой была православная церковь, и исламская цивилизация, базисом которой была мечеть. Эти цивилизации включали также множество людей, объединенных вокруг своих базисных социальных институтов религией, ментальностью, характерами, образом жизни. Цивилизация не существует вне людей и организаций, которые придерживаются определенных ценностей, веры в них и соответствующего поведения в обществе.

В стране-государстве можно выделить цивилизацию, которая соответствует господствующей общественной формации, и цивилизацию, которая ей противодействует (маргинальную). Православная цивилизация в Советской России была противником советского строя, хотя ее иерархи сотрудничали с советской властью. И православные (носители православной цивилизации) были объективно противниками советской цивилизации (и ее носителей). Обе эти цивилизации (советская и православная) развивались в борьбе между собой. Православная цивилизация уходила в глубь народа, становилась уделом верующих. Советская цивилизация распространялась вширь, постепенно становилась уделом слов карьеристов, а не убеждений людей. Отношения между маргинальной и господствующей цивилизациями носили враждебный характер.

Разлад общества проявляется в разладе его цивилизации и формации. Это выражается в противоречии между духовными ценностями, которые разделяет политическая элита, интеллигенция, простонародье. Иногда удается, как было при Петре I и Ленине, навязать народной массе новые духовные ценности, восстановить целостность цивилизационной и формационной пирамиды. Но это требует большой крови, разрушений, чудовищной цены. Скрытое противоречие внутри цивилизации, как правило, остается и рано или поздно проявится.

Исходя из вышесказанного, все цивилизации обществ можно подразделить на: 1) общественные (локальные, конкретные, присущие отдельным народам, например российская, французская и т.п.) и мировые (присущие многим народам) - в зависимости от характера общественного субъекта; 2) коллективистические, индивидуалистические, солидаристические - в зависимости от характера мировоззренческой идеи и типа формации обществ; 3) религиозные, светские, светско-религиозные и т.п. - в зависимости от характера мировоззренческой парадигмы, лежащей в ее духовной основе; 4) первичные, вторичные, третичные - в зависимости от самостоятельности развития; 5) доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные - в зависимости от характера технологичности мировоззрения, организации общественного производства, типа благ, в которых реализуется мировоззрение данной цивилизации. - Отличие одной цивилизации от другой может характеризоваться: 1) мировоззрением, ментальностью, характером; 2) демосоциальными, экономическими, политическими, духовными институтами и их ролью в обществе, в которых реализуется духовная культура народа; 3) образом жизни индивидов; 4) степенью легитимности цивилизационного текста, цивилизационной элиты, этих институтов с точки зрения индивидуального образа жизни, характера, ментальности, мировоззрения.

В свете вышеприведенных критериев цивилизация данного общества получает множество определений. Например, советская цивилизация России в XX в. с точки зрения вышесказанного может быть охарактеризована как российская, советская, индустриальная, социалистическая, мировая (т.е. присущая многим странам мира), атеистическая.

Все цивилизации проходят стадии становления, расцвета, упадка, гибели или трансформации в иную цивилизацию - с точки зрения целостности основных элементов: мировоззрения, ментальности; социальных институтов; образа жизни индивидов; предметов культуры. Становление цивилизации может начинаться снизу, с образа жизни, государства. Но может начаться и с появления харизматического лидера, его цивилизационного текста. Расцвет цивилизации всегда связан: 1) с единой цивилизационной (религиозной или светской) парадигмой, зафиксированной в цивилизационном тексте и его сакральном носителе, ментальностью; 2) с социальными институтами (включая семью, государство, церковь); 3) с цивилизационным образом жизни индивидов. Наличие только общего государства или типичного образа жизни индивидов еще мало для становления цивилизации.

Главной причиной развития цивилизации является ее противоречие со своей формацией, откуда идут импульсы развития. В результате возникают более частные противоречия: 1) между цивилизационным мировоззрением и его институтами; 2) между цивилизационным мировоззрением и образом жизни индивидов; 3) между образом жизни цивилизационной элиты, актива и народной массы (что вызывает падение легитимности всей мировоззренческой, ментальной, психологической основы цивилизации) и т.п. Цивилизация вступает в период разложения под влиянием появления в обществе людей другой цивилизации: лидера и текста, адептов (активистов) нового образа жизни.

Причиной развития цивилизаций является также, взаимодействие разных цивилизаций, когда в противоречие вступают разные образы жизни, институты, мировоззрения. Побеждает та, которая опирается на передовое мировоззрение, общественную формацию, образ жизни людей, соответствует архетипам коллективного бессознательного народной массы. Для российской цивилизации ее взаимодействие с европейскими цивилизациями всегда оказывалось трагическим. Октябрьская революция началась с распространения марксизма, нового цивилизационного прожекта, являвшегося ересью западной христианской цивилизации. И крах советской цивилизации - результат поражения этого мировоззрения и адептов, его институтов и образа жизни.

Вопросы для самоконтроля

Как возникло понятие "цивилизация"?

Какие определения цивилизации вы знаете?

В чем отличие между формацией и цивилизацией данного общества?

Как взаимосвязаны формация, государство, цивилизация конкретного общества?

Перечислите принципы типологии цивилизаций.

Какие типы цивилизаций вы знаете? Является ли Россия цивилизацией?

Что такое цивилизационное мировоззрение и цивилизационная ментальность?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: