Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. Эти эмоциональные переживания отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность.

 

Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека,


характеризует его жизненный тонус; такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное.

Основными источниками настроения являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.

Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Длительное плохое настроение может быть показателем неблагополучия.

Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.

 

Аффект — это сильное, относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение; эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

В основе аффекта лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнения.

Аффект развивается в критических условиях при неспособности человека найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданных острых жизненных ситуаций.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

В состоянии аффекта происходит нарушение (сужение) сознания, изменяется функционирование всех психических процессов (внимания, мышления, памяти и т.д.):

· внимание концентрируется на объекте, который непосредственно связан с переживанием;

· меняется характер протекания мыслительных процессов (снижается способность прогнозировать последствия своих поступков), в результате чего становится невозможным целесообразное поведение;

· нарушается работа памяти (после аффекта человек, как правило, не помнит своего поведения во время протекания аффекта);

· утрата волевого контроля;

· бурное выражение эмоциональных переживаний.

Аффект сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Бывает и


так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

В состоянии аффекта ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга. И.П.Павлов, анализируя аффективные состояния, указывал, что человек в состоянии аффекта, превышающего силу тормозной функции коры, говорит и делает то, чего не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем жалеет, когда пройдет состояние аффекта.

Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее.

Аффект, как правило, возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу.

Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются.

Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.

 

Стресс. Понятие «стресс» ввел Ганс Селье в 1936 году. Стресс – состояние длительного и сильного напряжения, связанное с эмоциональнойперенагрузкой.

Стресс возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно.

Стресс возникает под влиянием сильных (экстремальных) воздействий (стрессоров).

Стрессоры бывают:

· физиологические (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и пр.),

· психологические (факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.).

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса (в самой общей классификации):

· стресс физиологический

· стресс психологический.

 

Психологический стресс подразделяется на:

· стресс информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает прини- мать верные решения в требуемом темпе — при высокой ответственности за последствия решений);

· стресс эмоциональный (появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.).

 

В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в


переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность — дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

 

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи,обусловленное невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели.

Фрустрацию можно рассматриваться как одна из форм психологического стресса.

Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния. Эффективность деятельности при этом снижается.

Различают:

1)фрустратор – причина, вызывающая фрустрацию; 2)ситуация фрустрационная;

3)реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой (в основном отрицательных) эмоций: гневом, раздражительностью, чувством вины и пр.

Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы.

Н.Д.Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.

Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации.

Фрустрация возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распушенных детей.

 

Страсть — сильное, стойкое, продолжительное чувство, которые захватывает человека, владеет им и проявляется в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.

Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.


Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.

Страсти бывают положительные и негативные. Даже положительная страсть, если она мешает деятельности, обучению становится негативной. Когда человек, увлекаясь чтением или спортом, пропускает занятия, недосыпает, то само по себе чтение книжек из положительного действия превращается в негативное занятие. Страсть к алкоголю, курению и т.п. губительно отражаются на работе и жизни человека. Положительные страсти

— увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: